Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов. Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Это легко подтвердить цветовыми тестами М. Люшера /известный врач, психолог, социолог. Разработал «Тест цветовых предпочтений», позволяющий на основе выбора ребенком цветов судить о его эмоциональном состоянии и отношении к происходящему/. Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными для зрения.
Темные — тревожными, несущими опасность. В процессе взросления ребенок под воздействием современной реальной жизни может изменить свои предпочтения к цветам. Это уже будет приобретенный опыт, что тоже вполне подтверждается тестами Люшера. Подобные факты дают нам основание считать, что нервная система здорового ребёнка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может. Дошкольник нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, так как психика ребёнка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы. Цвета можно сравнивать с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития, и по аналогии с явлениями авитаминоза. Дошкольник, по мнению Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.
Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание в свою очередь – это целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Издавна цвет считался одним из важнейших свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. На протяжении многих веков цвет остаётся важным объектом исследований, только подходы учёных к этой проблеме осуществлялись с различных сторон. В начале XVII в. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Я. А. Коменский считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. Он рекомендовал давать детям что- нибудь раскрашенное и цветное уже в два — три года, а на четвертом году призывал еще более расширять область цветового зрения, основываясь на том, «…что доставляет удовольствие глазу». Он подчеркивал, что необходимо с раннего возраста воспитывать у детей эмоциональное отношение к цвету. По мнению Я. А. Коменского, цвет имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету (ребенку понравился по вкусу ярко — красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету). Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель.
Он считал, что дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки в процессе изобразительной деятельности. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные от ношения к тому или иному цвету. Поэтому он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф. Фребель предлагал специальные методы и приемы. Во-первых, он рекомендовал рассматривать цвет самостоятельно, несмотря на форму предмета. По мнению Ф. Фребеля, цвет следует изобразить ради него самого. Во-вторых, Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.). Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т.п.), и в конце — отдельные цвета по их видам смешивания. Такое же большое значение воспитанию чувства цвета придавала М. Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога. В работе по ознакомлению детей с цветом М. Монтессори следовала четырем этапам: 1. Активные действия самого ребенка, направленные на получение сенсорного опыта; 2. Ассоциация сенсорного восприятия с названием цвета педагогом; 3. Распознавание ребенком цвета по называнию; 4. Запоминание и самостоятельное называние цвета ребенком; М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств. Впервые в истории педагогики М. Монтессори были разработаны наглядно- дидактические материалы для работы с детьми. Она утверждала, что постоянное общение ребенка с этими материалами способствует приобретению знаний о цвете даже малолетними детьми, которые оказываются в состоянии располагать оттенки по градациям.
Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоение ими цветовых эталонов, знаний о цветах и способах их получения были в дальнейшем более подробно изучены в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию. Работы по сенсорному воспитанию и развитию позволили лучше разобраться в природе развития детского восприятия. А.В. Запорожец полагал, что восприятие свойства предмета (в том числе цвета) строится на основе перцептивных действий, включающих сравнение предметов окружающего мира с сенсорными «мерками» или эталонами, круг которых расширяется в процессе развития.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.