С 1971 г. во Франции во многих учебниках в конце раздела дается «вид доски» (то, что имеет нарисовать на доске учитель, объясняя новый материал). Сам В. Ф. Шаталов объяснял необходимость создания опорных конспектов так: «Объяснение нового материала в различных учителей и на разных уроках может происходить в разных формах. Но нет почти ни одного урока, если бы учитель не сделал бы каких-то записей на доске. Иногда этих записей больше, иногда меньше. Но представьте себе на секунду такой вариант: один из учеников класса взял после урока доску с записями учителя домой … Понятно, что этот ученик подготовится лучше, чем другие ученики, которые пользовались учебником …. Отдельные штрихи, цифры, записи будут ассоциироваться в памяти ученика с интонациями и текстами учителя. Новая методика предполагает, что такие доски после каждого урока приносит домой каждый ученик. Вот что такое опорный конспект, вот что представляют собой листы с опорными сигналами … Возражать против этих методических пособий – эт о значит отрицать против классной доски, против мела, против записей во время объяснения нового материала … Против всего облегчает обучение»
Дидактические основы разработки и использование опорных конспектов. ОК – это своеобразная координатная сетка, или «канва» знаний, которые ученик уже имеет в данной области. ОК позволяет, используя одну методическую основу, варьировать объем и характер учебного материала.
ОК отражают логику учебного предмета, то есть последовательность содержания, порядок изучения, связи элементов и частей курса. ОК устанавливают также связь курса с другими предметами и, что очень важно, дают возможность уменьшить объем формальных знаний, подчеркивая ведущих идеях и понятиях.
Разрабатывая ОК, надо всегда помнить об установлении оптимальных соотношений между описательным материалом, теоретическими обобщениями и конкретными примерами из практики.
Конспекты-схемы как форму наглядности обучения можно использовать в виде раздаточного материала на уроке как при изучении новой темы, так после (а иногда и вместо нее). Их можно рисовать на доске или проектировать через проектор, снять на слайды и тому подобное. Кроме схемы-конспекта, учитель должен разработать соответствующую методику опроса и проведения практических занятий в зависимости от цели использования конспекта. Чтобы избежать формализма, конспекты нужно просматривать и дополнять. Очень важно избегать однообразия в методике пользования схемами и дифференцировать учебные задания по сложности.
Это требует применения специальной системы опроса и контроля знаний с использованием конспектов-схем.
Формы использования конспектов-схем.
1) для первоначального усвоения основ темы;
2) для работы с учебником и специальной литературой;
3) для контроля знаний;
4) для повторения и дополнения тем;
5) для установления внутренне предметных и межпредметных связей.
Не стремясь к прямому запоминания конспекта, ученик должен работать с ним в различных формах самостоятельной и классной работы.
Очень важно, чтобы методика использования ОК была каждый раз новой, не давала ученикам возможности привыкнуть к форме контроля и опроса. Так, если на начальной стадии применения ОК учитель сам объясняет схему, ее основные блоки, то на следующих уроках он может дать задание учащимся самим составить опорный конспект, дополнить его , найти в нем запланированную учителем «неточность» и другие.
Во время самостоятельной работы конспект-схема и методические указания по соответствующей теме является ориентиром в работе с учебником. Проверяя знания учеников, можно дать задание раскрыть содержание отдельного блока конспекта, привести содержательный пример тому подобное. Как показывает опыт, ученики широко пользуются конспектами-схемами при повторении материала, перед зачетом, деловой игрой, контрольной работой. Во время зачетов и контрольных пользоваться конспектами-схемам запрещается.
Следует признать, что ОК, разработанный учителем, это в определенной степени навязана им его собственная логика понимания предмета. Если ученики будут пользоваться только конспектом-схеме, в них может возникнуть упрощенное понимание вопроса. Но мастерство учителя в том и состоит, чтобы наполнить формальную схему живым содержанием, фактами, проблемами и тому подобное. ОК позволяет выделить время для обсуждения проблемных вопросов и решения практических задач. Опыт показывает, что ОК – хороший вспомогательный инструмент для запоминания и первоначального усвоения основ учебной ого материала.
Разработка опорных конспектов по дисциплине «Допуски и технические измерения»
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.