В этой группе оказался единственный критерий, получивший предельно низкие оценки практически во всех регионах, охваченных исследованием. Этот критерий – перспективность, т.е. нацеленность профориентационной работы, проводимой в регионах со школьниками, на их подготовку к профессиональному самоопределению в условиях завтрашнего дня.
Именно в этом видится главная проблема привычных нам моделей профориентационной работы. Содержание профессионально-информирующих и практикоориентированных профориентационных программ, реализуемых в регионах со школьниками, как уже отмечалось, заострено на актуальные потребности региональных экономик, на подготовку к выбору одной из востребованных профессий «сегодняшнего» (а в глобальных масштабах – «вчерашнего») дня. Но это содержание крайне слабо связано с подготовкой детей и подростков к профессиональному самоопределению в мире будущего, с их опережающим погружением в мир новых профессий и перспективных компетенций, с подготовкой кадров для передовых, цифровых технологий.
В этих условиях процесс педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников частично замещается процессом сопровождения их профессиональной идентификации с востребованными профессиями (в отсутствии готовности к самоопределению). В результате обостряются риски:
неподготовленности выпускников образовательных организаций к профессионально-образовательному самоопределению, профессионально-образовательной мобильности;
неготовности региональных экономик к инновационному развитию в силу недостаточной ориентированности кадров на работу с передовыми технологиями на основе новых и перспективных компетенций;
вытеснения региональных профориентационных практик (в том числе эффективных), включённых в региональную кадровую политику, федеральными проектами, обладающие высокой перспективной направленностью, но недостаточно ориентированными на учёт актуальных потребностей региональной экономики (о них далее).
Выраженный дефицит перспективной направленности профориентационной работы в регионах имеет парадоксальный характер, поскольку на протяжении последних пяти лет в России активно развиваются федеральные профориентационно значимые практики, основой содержания которых выступают профессии будущего, передовые технологии и перспективные soft skills. А именно:
кружковое движение НТИ – Национальной технологической инициативы;
конкурсы профессионального мастерства для школьников WordSkills – Юниоры;
формирующаяся сеть региональных Кванториумов – детских технопарков и Сириусов – образовательных центров для одарённых детей;
методический комплекс профориентационных игр и материалов «Мир профессий будущего», обеспечивающий профориентационную работу со школьниками на основе «Атласа новых профессий» (проект АСИ и Школы «Сколково», ведущий разработчик Д.А.Судаков) и др.
Таким образом, в большинстве субъектов Российской Федерации складываются три слабо связанных друг с другом контура профориентационной работы со школьниками:
контур профориентационных услуг (профессиональная диагностика, профессиональное консультирование), оказываемых различными государственными и негосударственными организациями, а также частными профконсультантами;
внутрирегиональный контур, ориентированный на обеспечение актуальных кадровых потребностей местных работодателей (координацию работы в рамках данного контура осуществляют организации и организационные подразделения, подчиненные региональным ведомствам образования, реже – труда и занятости молодёжи и/или молодёжной политики);
общероссийский контур, ориентированный на профориентационное продвижение новых профессий, передовых технологий компетенций будущего (инфраструктурную поддержку осуществляют провайдеры федеральных проектов и организаторов – Агентства стратегических инициатив, Школы «Сколково», Национальной технологической инициативы, Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»). Для большинства обычных школьников подобный опыт недоступен. Несмотря на то, что есть готовые инструменты для их знакомства с миром профессий будущего – нет педагогов, готовых систематически использовать эти инструменты.
В этой сложно устроенной и в значительной степени конкурентной среде с 2018 г. формируется и четвёртый контур – федеральный профориентационный проект «Билет в будущее». Так, задача организации многосторонней государственной координации профориентационной работы на федеральном и региональном уровнях становится ещё более актуальной. В противном случае региональная среда профессионального самоопределения всё больше приобретает образ «замусоренного океана», в котором очень затруднительно выбрать какое-либо определённое направление, зато вполне реально утонуть. Говоря на языке научной терминологии, такая среда отличается высокой насыщенностью, в сочетании с низкой упорядоченностью. Школьники и их родители плохо ориентируются, «тонут» в океане имеющихся возможностей. Ни в одном из регионов, охваченных исследованием, нет единой системы информирования о профориентационных услугах, программах и практиках. Существующие профинформационные порталы и сайты принадлежат разным ведомствам и организациям, появились в результате множества не связанных друг с другом проектов и продолжают плодиться, тем самым лишь усиливая дезориентацию. При этом практически отсутствует институт навигации, облегчающий выбор школьником, студентом доступных программ дополнительного образования и информальных практик в соответствии с индивидуальными интересами.
Разработка альтернативных способов предварительного подбора персонала с использованием инструментов геймифик..
- Diplom777
- Управление персоналом
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777