Ознакомление с тематическими рядами слов выходит за пределы уроков родного языка и переносится на уроки других предметов. Общенаучные понятия, понятия из определенной области знаний — это всегда замкнутые тематические группы, усвоение которых способствует обогащению индивидуального лексического запаса» [19, с.204].
Следующие формы лексической работы — усвоение многозначных и употребляемых в переносном значении слов, слов-синонимов, антонимов, омонимов. Работа над значением и употреблением слова является центром словарной работы и должна проводиться с опорой на текст, который должен быть стилистически дифференцированным и отображать художественную, научную, публицистическую речь.
Источниками обогащения словарного запаса учащихся существительными является окружающая действительность, учебный процесс, иллюстративный материал учебников, наглядные пособия, технические средства и т. д.
Процесс обучения речи детей на уроке осуществляется в рамках достаточно широкого круга тематических групп. В этот период словарный запас школьников активно пополняется именительными формами, усвоенными во время чтения, а сами высказывания становятся более полными, эмоциональными, яркими.
Работа над обогащением лексики учащихся многогранна. Чаще всего она содержит следующие этапы:
1)выделение слова из контекста;
2)раскрытие смыслового значения слова;
3)выяснение сочетаемости его с другими словами;
4)объяснение оттенков значения слова;
5)запись его в тетрадь или словарик;
6)использование его в устной и письменной речи.
Так, при изучении темы «Имя существительное» имеются широкие возможности для работы над обогащением словарного запаса учащихся, в частности — работа с синонимами и антонимами. Так, раскрывая лексико-грамматические признаки существительных, обращается внимание учащихся на слова, которые означают опредмеченные качества, признаки, действия или состояния. Чтобы научить четко разграничивать их, следует предложить ряд заданий, которые можно выполнять при изучении существительных, прилагательных и глаголов:
-от поданных прилагательных образовать существительные и раскрыть их значение (ясный, нежный, белый, голубой, мужественный, добрый, злой, добросовестный, серьезный, радостный);
-выписать отдельно существительные для обозначения качеств, свойств, действия, состояния и объяснить их значение;
-ввести следующие слова в словосочетания: абсолютность, абсурдность, автономность, желание, борьба, вежливость;
-назвать глаголы, от которых образованы следующие существительные. С выделенными словами составить словосочетание: болтовня, извинения, собрания, ходьба, плавание, прогулка, недоговоренность, обдирки, объединение, перемещение, победа, просьба, разгром, утверждение, олицетворение, формирование.
«Такие упражнения на сопоставление существительных с прилагательными и глаголами помогают учащимся осознать грамматическое понятие предметности. Наряду с этим учащиеся совершенствуют навыки правильно определять лексическое значение слова» [16, с.44].
«В синтаксисе реализуется функционирование всех языковых единиц, и это создает условия для сопровождающего повторения и закрепления лексических понятий при изучении различных синтаксических тем. Внимание к семантике языковых единиц позволяет изучать синтаксические единицы на семантически стилистической основе, раскрывать внутренние связи между их структурой, значением и функционированием в речи» [14, с.290].
Изучая словосочетания, их структуру и значение, способы связи слов в словосочетаниях, следует проводить повторение лексических понятий в функционально-стилистическом аспекте и на сложном дидактическом материале. Словосочетание дает возможность рассматривать языковые единицы в разных лексико-семантических и грамматических взаимосвязях, воспитывает у учащихся внимание к сочетаемости слов, способствует выработке умений строить словосочетания, предупреждению речевых ошибок. Знания учащихся по лексике усугубляются, совершенствуются умения различать лексическое и грамматическое значение слов, правильно пользоваться словом в собственной речи. Школьники учатся различать словосочетания и слова двух номинативных единиц языка, понимать роль словосочетания как языкового средства, которое конкретизирует общее значение слова. Так, в словосочетаниях пшеничное поле, бескрайнее поле работатъ в поле значение слова «поле» конкретнее, чем значение отдельного слова «поле» [5, с.97].
Таким образом, все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Работа над обогащением лексического запаса учащихся проводится при развитии речи. Кроме повторения лексических понятий, на таких уроках стоит готовить учеников к написанию сочинений, подчиняя словарную работу определенной лексико-семантической группе, объединенной одной темой. Основные источники обогащения и совершенствования словаря — это достижения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые источники обогащения языка, но на речь учащихся влияют также и источники неправильные (речь родителей, друзей).
Расширение словарного запаса учащихся на уроках русского языка при изучении словообразования существительных
- Diplom777
- Русский язык
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777