В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную (установка на другого человека) одаренность. В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
1.2 Особенности обучения и воспитания одаренных детей
В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов говорится, что «миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи».
В Концепции также представлен комплекс мер по ее реализации, представленный тремя направлениями:
− нормативно-правовое регулирование и научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми и молодежью;
− конкурсная поддержка организаций, педагогических работников, одаренных детей и молодежи;
− развитие инфраструктуры по работе с одаренными детьми и молодежью.
Обучая детей по индивидуальному плану или индивидуальным программам обучения, предполагается реализация современных информационных технологий, где одаренный учащийся получает адресную информационную поддержку, исходя из своих потребностей.
В индивидуализации обучения одаренных детей значительную роль играет наставник – тьютор, который берет на себя индивидуальную работу с определенным ребенком. Так, в рамках диалога и совместном поиске тьютор помогает одаренному ребенку сформировать определенную стратегию личностного роста, учитывая способности учащегося к самоопределению и самоорганизации.
Дифференциация обучения, которая предполагает использование различных методов работы, реализуется на занятиях по свободному выбору (факультативы, малые группы), что позволяет учитывать разные потребности одаренных детей.
Исследовательские секции или объединения также имеют огромные возможности в работе с одаренными детьми, где ученики могут выбрать не только направления своей исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способы продвижения в предметной области. Именно вовлекая учащихся в исследовательскую деятельность, можно достичь определенных результатов, т. к. развитие творческих способностей реализуется именно через вовлечение личности в творческий процесс.
Привлекая одаренных детей к исследовательской деятельности, следует позаботиться о предварительной подготовке, предполагающей вырабатывание интересов и навыков исследовательской работы. Проектный метод является эффективной формой введения учащихся в исследовательскую деятельность. Продолжая учиться вместе со сверстниками, данная форма обучения дает возможность одаренному ребенку оставаться в привычных ему социальных взаимоотношениях, углубляя знания в той области, которая соответствует содержанию его одаренности.
В образовательных учреждениях, в которых не реализовываются представленные формы обучения, целесообразно сочетать школьное и внешкольное обучение. Так, в рамках индивидуального плана возможно его сочетание с работой «школы выходного дня» (математический, историко-археологический, лингвистический профили), где проходит общение синтересными людьми – профессионалами своего дела – включающими учащихся в серьезную научно-исследовательскую деятельность.
Творческое обучение привело к образованию всевозможных моделей этого обучения.
Модели представляют собой установленную схему, приводящую к конечной цели – осуществление возможности творческой реализации личности учащегося. В связи с тем, что цель творческого обучения одна, как следствие – во всех моделях последним этапом движения является, как правило, вовлечение учащегося в постановку и решение реальных проблем, т. е. развитие и осуществление в той или другой области и форме способности к самостоятельной творческой работе.
Одной из моделей творческого обучения является модель, представленная Д. Треффингером. Эта модель интересна тем, что она послужила основой для разработанной и широко применяемой практики обучения, а также, все три этапа, которые представлены в ней, содержатся во всех других моделях развития креативности.
Данная модель Д. Треффингера представлена как иерархическая трехуровневая структура, где каждый уровень представлен когнитивным компонентом и аффективным. Достижение третьего, высшего уровня – творческой самореализации как возможности самостоятельного порождения и решения проблем – невозможно без фактического прохождения (в условиях ли стихийного или специально организованного общения) через предыдущие уровни или ступени.
Первоначальная ступень предполагает развитие когнитивных и аффективных характеристик, которые часто называют «дивергентными функциями»: беглость, оригинальность, гибкость и способность к разработке идей. Аффективная «часть» включает любопытство, открытость опыту, желание найти ответ, чувствительность к проблеме, готовность к риску и т. д.
Существует целый спектр разнообразных методов, специальных «техник» и источников для обеспечения I-го уровня развития. В руководстве Д. Треффингера приводится в качестве иллюстрации восемь таких «технических средств» для поощрения дивергентного поведения. Все задания этого уровня имеют некоторые общие характеристики и предполагают понимания и соблюдения следующих условий: