Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Работа педагога в группе продленного дня

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В случае с группой, состоящей из нескольких классов одной параллели, возникают сложности с разным уровнем начальной социализации детей каждого класса. В целом структура урочной деятельности, традиции и распорядки в пределах одной школы сходны во всех классах. Однако одну и ту же систему каждый учитель организует по-своему, учитывая и индивидуальные потребности детей, и свои собственные личностные качества. Приходя в одну группу, дети из разных классов обычно ожидают различный порядок организации деятельности и ситуаций общения, что часто затрудняет взаимодействие между учащимися разных классов. Кроме того не редкими являются случаи прохладного отношения между учащимися разных классов, что в лучшем случае просто делит коллектив группы на невзаимодействующие между собой микрогруппы, в худшем – провоцирует конфликты. При формировании такого коллектива воспитателю следует больше времени уделять совместной деятельности и акцентировать внимание детей на толерантном отношении друг к другу: игры для всего коллектива, помощь с домашним заданием ученику другого класса, обмен любимыми книгами и т.п.
Разновозрастные группы – довольно редкое явление и встречаются, как правило, в маленьких сельских школах. Обеспечение процесса социализации в такой группе осложнено особенностями каждого возраста, что требует от руководителя группы значительной работы, в том числе индивидуальной с воспитанниками каждой возрастной категории. Один из способов организации такого коллектива – система шефства между старшими и младшими воспитанниками.
Воспитатель группы продленного дня или педагог-воспитатель является руководящим и организующим звеном детского коллектива. Согласно квалификационным характеристикам, воспитатель группы продленного дня в образовательном учреждении осуществляет следующие функции:
— планирует и организует жизнедеятельность и осуществляет воспитательный процесс посещающих группу детей;
— проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации обучающихся;
— на основе изучения индивидуальных особенностей воспитанников и рекомендаций психолога планирует и проводит коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);
— совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье;
— контролирует соблюдение обучающимися режима дня, выполнение ими домашних заданий, оказывает им помощь в организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;
— организует с учетом возраста обучающихся работу по самообслуживанию, соблюдение требований охраны труда, участие в общественно полезной работе;
— принимает меры по профилактике отклонений в поведении и вредных привычек;
— взаимодействует с родителями учеников или их законными представителями.
В первом классе в круг задач работы воспитателя ГПД также целесообразно включить и организацию общения между воспитанниками группы, так как в первую очередь именно в коллективе младший школьник легче всего адаптируется к новым, непривычным для него условиям, а также усваивает нормы и принципы продуктивного общения.
Межличностные отношения на этапе начала обучения во многом определяются учителем, ведутся и контролируются через него и организацию учебно-воспитательной работы детей. Учитель даёт оценку успехам и неудачам в учебной деятельности школьника, его нравственным качествам в различных жизненных ситуациях. Сверстниками эта оценка во многом воспринимается в качестве основной характеристики только или иного члена классного коллектива. Возникает желание подражать хорошему поведению и соответствовать положительным оценкам и порицать плохие качества. Первоклассники оценивают своих сверстников по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также на которые чаще всего обращает внимание учитель. В группе продлённого дня отношения как в модели «ребенок-взрослый», так и внутри классного коллектива носят менее формализованный характер, что меняет уровень и качество взаимного оценивания. Так при разбиении на микрогруппы дети неохотно принимают в свой круг общения тех, кто часто получает дисциплинарные замечания в урочное время и низкие оценки. В то же время в условиях группы продленного дня в процессе совместной творческой и игровой деятельности учащиеся получают возможность открыть друг в друге совершенно иные качества посредством нахождения общих интересов, увлечений, стремлений, симпатий и антипатий. Очень важно знать, что в первом классе положение ученика в системе общения класса является очень устойчивым и необходимо делать все возможное для нормализации общения всех детей класса. Устойчивое положение ученика в классе влияет и на его социальное развитие, и на его отношение к товарищам, к классному коллективу и к школе в целом.
Л.И. Божович пишет, что в 1 классе у школьников еще нет ясно выраженного отношения к выбору товарища. Дружеские взаимоотношения завязываются, главным образом, на основе внешних обстоятельств: более тесно общаются между собой дети, которые сидят за одной партой, живут в одном доме, ходили в один детский сад и т.д. У детей шести-семи лет, особенно если они выросли в одной группе детского сада, т.е. уже провели вместе несколько лет, достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличивается, по сравнению с младшими дошкольниками, интенсивность и широта их круга общения. Возрастает устойчивость игровых объединений: их средняя величина достигает трех-четырех человек, а у мальчиков иногда доходит и до 8-9 человек [6].
В группе продлённого дня возникновение более тесных взаимоотношений возможно в процессе коллективной деятельности, которая, в отличие от урочного времени, преобладает над индивидуальной. Безусловно стоит отметить, что как только заканчивается игра или совместная работа, отношения, стоящиеся на этой основе, тоже распадаются. Однако при систематическом взаимодействии такого рода товарищеские отношения постепенно становятся более стойкими. То, какие качества ценят воспитанники друг в друге, прежде всего, зависит от характера воспитательной работы.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.