Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Работа над изложением в 9 классе

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Методисты не раз обращали внимание на то, что в процессе анализа и воспроизведения образцового текста идет осмысление авторского мастерства. По выражению М.А.Рыбниковой, в работе над изложением школьники находят себе «первоклассных учителей и советчиков в науке видеть и организовывать материал» [22, с.104].
Чтобы сформировать у учащихся умение грамотно, логично излагать текст, важно правильно выстроить работу по подготовке к изложению.
Помня о том, что изложения могут быть обучающими и контрольными, остановимся на первом их типе, вследствие того что именно в процессе обучения закладываются основные навыки для последующей самостоятельной работы.
Так, М.Е.Зорина считает, что «в V–IX классах необходимо проводить специальные обучающие изложения. Смысл этой работы — научить детей способам деятельности по созданию текста на основе исходного» [11, с. 107]
При обучающем изложении работа будет разделена на следующие этапы:
1) уточнение (учителем) речевой задачи;
2) вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст изложения (если это необходимо);
3) чтение текста учителем;
4) определение темы и основной мысли исходного текста;
5) анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ языковых особенностей текста;
6) повторное чтение или прослушивание текста.
Остановимся на каждом из перечисленных этапов работы.
Уточнение речевой задачи
Основные характеристики изложения связаны с задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста.
По отношению к объему исходного текста различаются подробные и сжатые (краткие) изложения. Если задача подробного изложения — воспроизвести как можно более подробно, полно содержание исходного текста, то в сжатом изложении важно передать это содержание кратко, обобщенно.
По отношению к содержанию исходного текста различаются полные, выборочные изложения, а также изложения с дополнительным заданием. В полных изложениях содержание исходного текста передается полностью (даже если это сжатое изложение). В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одна из подтем, как правило, находящаяся в разных частях исходного текста (например, описание внешности героя).
В изложениях с дополнительным заданием исходный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется связанным по смыслу с исходным, но самостоятельным текстом, создаваемым автором изложения.
По восприятию исходного текста различаются:
а) изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста;
б) изложение услышанного, воспринятого на слух текста;
в) изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста.
По степени знакомства с исходным текстом различаются изложения незнакомого, т. е. воспринимаемого впервые, текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся, текста.
По осложнённости языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями. Например, изменить форму лица, изложить текст не от 1-ого лица, а от 3-его.
Перед знакомством с текстом изложения учащийся должен понимать, какая языковая задача стоит перед ним, что именно он должен будет сделать: написать изложение подробное или сжатое, полное или выборочное, с дополнительным заданием или без него, а также воспринимать текст надо будет зрительно или на слух.
Все эти моменты учитель оговаривает перед началом работы над изложением, чтобы сосредоточить внимание учащихся на определенных его моментах.
Вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст изложения
В зависимости от цели изложения и сложности содержания текста вступительное слово или беседа могут быть направлены на знакомство с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.
На этом этапе урока возможно использование различных наглядных материалов: книг, портретов, слайды презентации, аудиозаписи и т.д. Всё это создаст особый эмоциональный настрой.
Чтение текста
Первое знакомство с текстом изложения может быть организовано по-разному: текст читается учителем (или учащиеся прослушивают аудиозапись); учащиеся сами прочитывают текст, если предполагается зрительное его восприятие; комбинированное восприятие (прослушивание и проговаривание про себя).
Задача перечисленных приемов работы — первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определенная эмоциональная оценка воспринятого. Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержания.
Определение темы и основной мысли исходного текста
Учащимся важно понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит определить тему и основную мысль, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. От того, насколько глубоко будет понят текст, зависит логика его воспроизведения. Этот этап работы над изложением очень важный.
Анализ структуры текста, его языковых особенностей
Целью структурного анализа является знакомство учащихся с композиционными особенностями текста, выделением смысловых частей (микротем). Такая работа сопровождается составлением плана, который включает не только структурные особенности текста, но и его смысловую основу.
Типологический анализ позволяет осознать школьникам текст, как некое единство. Каждый из типов речи – повествование, описание и рассуждение – предполагает свою методику в изложении исходного материала.
Наиболее длительной будет работы с языковыми особенностями текста. Учащиеся определяют стиль текста и выделяют языковые средства, уместные для данного стиля и типа речи. Целесообразно при анализе стилистических и языковых особенностей составлять рабочие материалы с элементами словарной работы, в том числе орфографической.
Повторное чтение или прослушивание текста
При контрольном изложении повторное чтение или прослушивание является заключительным этапом перед написанием данной творческой работы, при обучающем – лишь ещё одним воспроизведением текста, которое может быть в форме устного пересказа кем-нибудь из учащихся.
Таким образом, классификация этапов работы над обучающим изложением М.Е.Зориной, положенная в основу данной работы позволяет выстроить целенаправленно деятельность учащихся по овладению навыками написания изложения в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Picture of Diplom777
Diplom777