До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, практически нет доступного транспорта, а у работодателей нередко сохраняется множество стереотипов по отношению к людям с ограниченными возможностями. Да и сами инвалиды зачастую страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда начинают трудиться, часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и нежелания обратиться за помощью.
Потеря работы для инвалида более страшна, чем для здорового человека. Малейшие изменения уровня материального благополучия, связанные с потерей работы, приводят к панике и сильному стрессу. Работникам-инвалидам должны быть предоставлены такие льготы, как ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней, отпуск без сохранения зарплаты по письменному заявлению инвалида до 60 календарных дней в году. Привлечение инвалида к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также к работе в ночное время возможно только с его согласия и при условии, что это не запрещено ему по состоянию здоровья. Пенсия работающему инвалиду сохраняется полностью на период существования инвалидности. Однако исключительно серьезным препятствием для возможности работы является то, что работающий инвалид теряет ряд социальных льгот – например, бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатное приобретение лекарств и т. д.
Рассмотрим факторы, влияющие на процесс социальной интеграции людей с инвалидностью в современном российском обществе.
Первостепенную важность представляет непосредственно желание индивида быть интегрированным в общество. Без стремления и желания человека, процесс социализации и адаптации сложно представить. Однако даже если индивид сам пытается включиться в среду, это может принести ему разочарование. Парадокс вызван тем, что попытка жить наравне со здоровыми людьми вызывает у инвалидов стресс. Пытаясь наладить коммуникацию с обществом, индивид формирует завышенные ожидания, а на деле сталкивается с неприятием отдельных лиц в обществе, что может вызвать в дальнейшем потерю интереса к повседневной жизни [9].
Семьи бывают разные, и каждая по-своему реагирует на появление в составе человека с ограниченными возможностями и неважно ребенка или взрослого. В российском государстве за последние десять лет произошли существенные изменения в семейной социальной политике. Теперь семья несет ответственность за решение важных для нее вопросов. На сегодняшний день семья должна обеспечить материальную, педагогическую, психологическую поддержку инвалиду. Именно семья является одним из основных ресурсов для интеграции инвалида в обществе [12].
Одним из важнейших социально-психологических факторов интеграции является отношение к инвалидам здоровых людей. Даже если у инвалида появляется возможность активного участия в жизни общества, он не всегда может реализовать её просто потому, что здоровые люди неохотно вступают с ним в контакт. Зачастую, общество ставит клеймо таким людям, особенно ярко это выражено в детских учреждениях, где ребёнок с какими-либо нарушениями здоровья становится поводом для насмешек и издевательств [8.С.120].
Законодательная база Российской Федерации выделяет особые права инвалидов. К таким правам относится: право на первоочерёдное получение земельного участка, обеспечение средствами передвижения, право на бесплатную юридическую помощь, люди с инвалидностью имеют право на поступление в высшее учебное заведение вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов. Однако на сегодняшний день осуществление большинства законов проходит формально, основная часть льгот заменены компенсационными выплатами, безбарьерная среда существует только в многочисленных проектах, программах и отчётах.
Трудность связана с неприспособленностью высших учебных заведений к такой категории граждан. Отсутствие пандусов, лифтов, широких дверных проемов, а также можно отметить отсутствие знаний и умений преподавателей в организации учебного процесса с инвалидами [14]. Многие люди сталкиваются с некорректным отношением в учебных заведениях, это связано с менталитетом и низкой культурой граждан. Такое влияние общество на человека может привести к дезадаптации, тем самым усложняя процесс социальной интеграции. Все эти факторы объясняют низкий уровень высшего образования среди инвалидов первой и второй групп.
К средовым факторам, влияющим на процесс интеграции инвалидов в общество, прежде всего, относятся: приспособленность инфраструктуры и наличие рабочих мест для обозначенной категории граждан. Социальное обеспечение предполагает осуществление мероприятий по обеспечению людей с ограниченными возможностями соответствующей работой, в том числе создание для них специализированных условий труда. Труд инвалидов выгоден обществу, поскольку инвалиды получают доход, а общество дополнительные трудовые и социальные ресурсы. Трудоустройство является видом социального обслуживания, способствующего, в частности, восстановлению утраченной трудоспособности, приспособление к новым условиям труда. Для осуществления мероприятий по трудоустройству граждан, частично утративших трудоспособность, право предусматривает целый ряд специализированных услуг, связанных с подготовкой и вовлечением в трудовую деятельность.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс социальной интеграции сложен. На него влияет ряд факторов, среди которых наиболее важными являются: несовершенство законодательной базы, нежелание индивида быть интегрированным или принять ситуацию, в которой он находится, зависимость процесса интеграции от личностных особенностей и индивида, и опыта семейных взаимоотношений. Развитие и усовершенствование системы реабилитации, расширение возможностей среды и использование средств массовой информации, все это поможет преодолеть трудности. Но, прежде всего, в процессе интеграции необходимо ориентироваться на внутренние возможности и ресурсы человека, на основании которых он определяет себя, свое будущее место в обществе.
Пути и формы интеграции инвалидов в современном обществе
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.