МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
ФАКУЛЬТЕТ Социально-психологический
Кафедра социальной педагогики
Специальность социальный педагог
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Пути формирования совести у младших школьников»
Выполнил: студент очной (заочной) формы обучения
Азорская Мария Павловна
Руководитель
(к.п.н.) Максимова Елена Павловна
Коломна — 2014 г.
Введение
Актуальность исследования. Совесть — это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения, поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора. В современном обществе идет период становления новых нравственных ценностей. Являясь основой нравственного сознания, совесть оказывает влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поступках. Поэтому рассмотрение понятия совести является актуальной и значимой. Тема исследования. Пути формирования совести у младших школьников. Цель исследования — изучить совесть как регулятор нравственного поведения людей.
Объект исследования — процесс развития совести.
Предмет исследования — пути формирования совести.
Гипотеза исследования — если социальный педагог в своей деятельности регулярно будет использовать комплекс мероприятий, способствующих развитию ответственности, долгу, а также будет проводить просветительскую работу с родителями и учителями детей, то тогда можно будет воспитать совестливость у детей младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте у детей меняются интересы, ценности и интенсивно развивается самосознание, поэтому этот период является наиболее благоприятным для того, чтобы воздействовать на самосознание детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть совесть и дать определение совести;
2. Выявить отличия совести и стыда, как они взаимосвязаны;
3. Выявить пути формирования совести.
Методы исследования. Теоретико-методологический анализ научной литературы, метод интервью
Глава 1. Совесть как объект исследования
1.1 Определение совести и ее роль в жизни личности и общества
Согласно Большому энциклопедическому словарю, совесть — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. 5, с. 358.
В словаре Ожегова, понятие совести трактуется как чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. 19, с. 467
По мнению Ефремовой, совесть — чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом. 9, статья 58
Известный отечественный филолог Д.Н. Ушаков в своем словаре так описывает понятие «совесть»: совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение. 7, с. 563 А в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла. 6, с.234
Как мы видим, понятие совести практически во всех словарях имеет один и тот же смысл. Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение, за свои поступки, выполнение своих обязанностей перед окружающими людьми, обществом и самим собой.
Но какова же роль совести в жизни личности и общества?
Личность несет в себе не только все свое настоящее, но и все свое прошлое, все события нравственной жизни, наслоения которых составляют глубокую и интимную область, известную особому нравственному сознанию, определяемому как совесть. В совести интегрирована вся нравственно осознанная деятельность человеческой личности. В каждый отдельный момент судьбы совесть — это нравственный итог пройденного человеку жизненного пути.
Раз совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» — это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал: «Культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства».
Задача совести состоит в том, чтобы помочь человеку открыть «то, что надо» для него в каждой конкретной ситуации. В нравственной жизни человека совесть сохраняет свое главенствующее положение и выполняет свои специфические функции.
Основными функциями совести являются законодательная, судебная и исполнительная. В этих трех функциях совести проявляются ее авторитет, достоинство и свобода.
Авторитет совести связывается с ее законодательной функцией и состоит в том, что санкционированные ею требования справедливого и честного отношения к жизни имеют абсолютный и безусловный характер.
Достоинство совести проявляется в ее судебной функции и заключается в том, что голос совести, обвиняющий за злые дела, всегда правдив, категоричен и неподкупен.
Свобода совести предполагает ее исполнительную функцию и проявляется в том, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту, так же, как ничто не может связать совесть, заставить ее молчать и не карать за злые дела и беззакония. Совесть всегда указывает на требования нравственного закона, обличает или одобряет совершенные поступки, вознаграждает или карает. Выполнение совестью ее функций не есть простой автоматический акт. Это всегда сложный динамический процесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установок личности, от степени приближения личности к нравственному идеалу. 10, с. 255
Из всего выше сказанного, можно сказать, что совесть — это не только регулятор поведения личности, но и регулятор поведения всего общества. Можно предположить, что совесть устанавливает нормы и ценности в обществе, где каждый человек должен придерживаться принятых норм и ценностей. Совесть — это именно то, чувство, которое помогает каждому человеку понять, как нужно поступить в какой-то ситуации. Она часто наказывает нас за то, что мы нарушаем принятые правила, и при этом дает нам шанс все исправить. Поэтому хотелось бы сказать, что совесть в жизни каждого человека, всего общества играет важную роль, так как именно она помогает нам жить, а не существовать.
1.2 Происхождение совести
Обсуждение на тему совести берет свое начало еще в древнем мире. Так, Аристотель пишет, что и ум, и совесть люди имеют от природы. В трактате Цицерона (106-43 гг. до н. э.) «О природе богов» все свои надежды связываются с совестью, ибо она «без всякого божественного разума способна взвешивать добродетели и пороки. Не будь ее — все бы пропало».
Русские и западные религиозные философы рассматривали совесть как божественное явление, придавая ей первостепенное значение. Авва Дорофей в поучении «О совести» определяет совесть как некий божественный помысел «помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое, сие называют совестью, а она есть естественный закон». Совесть — это непререкаемый авторитет божественной сущности. М. Аврелий связывает совесть с разумом, поэтому нравственная оценка прямо вытекает из здравого смысла. Человек должен всегда поступать по справедливости, не обижать ни словом, ни делом: «Кто бы что ни делал, или не говорил, я должен оставаться хорошим человеком. Так, золото, изумруд или пурпур могли бы сказать: «Что бы кто ни говорил или не делал, а я должен остаться изумрудом и сохранить свою окраску».
Современные психологи нередко придерживаются следующей схемы формирования сознания совести (ее зачатки можно найти у Аристотеля). У человека, как и у его животных предков, имеется довольно развитое чувство страха. В человеческой жизни это чувство играет неоднозначную роль. С одной стороны, страх «сигнализирует» об опасности, помогает мобилизоваться. В общественных отношениях страх нередко оказывает помощь в обуздании хамства, крайнего эгоизма и других подобных явлений.
Современно звучат слова И. А. Ильина: «Совесть есть не только источник праведности и святости, но и живая основа элементарно упорядоченной или более культурной жизни». В них философ говорит о том, что совесть должна пронизывать все сферы жизни человека: духовную, семейную, профессиональную; в противном случае, отход от христианской совести чреват величайшими бедами и опасностями. Нарушение закона, семейные измены, ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей — это и есть проявления отхода от христианской совести в повседневной жизни.
Божественную природу совести придавали религиозные философы П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Л. Шестов, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, имея, при этом различные точки зрения на ее проявление. Н. О. Лосский пишет так в книге «Бог и мировое зло». «Ум человеческий — подлец: в громадном большинстве случаев работа человеческого ума направлена не на искание истины и правды Божьей, а на оправдание поставленных нашей волей целей, обоснованных, в конечном итоге, личным или коллективным себялюбием. Почти каждую человеческую цель легко оправдать, по крайней мере, в своих глазах, той ценностью, которая входит в ее состав, причем он не замечает или часто не хочет замечать других ценностей, которые следовало бы предпочесть» Речь идет о нравственных ценностях: стыде, совести, чести, которыми зачастую пренебрегают при достижении своих корыстных целей».
Иную точку зрения выражает Л. Шестов, считая, что личность рождается при ударе судьбы, который не заменят никакие проповеди, никакие зрелища.
Страдание необходимо для возникновения высоконравственной личности, обладающей всеми необходимыми моральными качествами: добротой, совестью, справедливостью, состраданием к ближним.
А. Шопенгауэр трактует совесть как раскаяние и тревогу, испытываемые человеком по поводу недостойного поступка, и дает свой рецепт добропорядочной совести: 1/5 — страха перед людьми, 1/5 — дезидемонии, 1/5 — предрассудков, 1/5 — тщеславия, 1/5 — привычке. Однако философ сомневается по поводу действительного существования настоящей врожденной совести. Такая точка зрения происходит из пессимистичного воззрения философа на жизнь сквозь призму страдания, горя и смерти.
Философы эпохи возрождения, мыслители Нового времени М. Монтень, Р. Декарт рассматривают совесть как нравственный закон для оценки поступков человека. М. Монтень предлагает руководствоваться неким эталоном, на который следует равняться: «Для суда над самим собой у меня есть мои собственные законы, собственная палата, и я обращаюсь к ней чаще, чем когда бы то ни было. Сдерживая себя, я руководствуюсь мерою, предсказанной мне другими, но давая себе волю, руководствуюсь лишь своей мерою».
Французские философы 18 в. связывали свои взгляды с политикой и законодательством П. Гольбах, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро в «приобретении» совести большое внимание уделяют воспитанию и влиянию окружающего мира. Гольбах пишет: «Наши угрызения совести являются необходимыми следствиями нашего темперамента вместе с теми изменениями, которые вносит окружающее нас общество». Если личные качества человека зависят от окружающей среды, то и его пороки — результат этой среды. Чтобы переделать человека, освободить от недостатков — необходимо преобразовать окружающую и общественную среду.
Совесть у Канта имеет априорное происхождение и свойственна человеку от рождения. Для И. Канта совесть — это удивительный и непостижимый механизм самоконтроля и морального поведения человека, призванный обеспечить исполнение долга. Так он писал: «Поступай так, как если бы твой поступок, посредством твоей воли, стал всеобщим законом». Для Л. Фейербаха совесть — это мое «Я», ставящее себя на место «Ты».
Иную трактовку совести предлагает Ф. Ницше. Совесть, согласно мнению Ницше не является врожденной: « Содержание совести составляет все, что во времена нашего детства постоянно без всякого объяснения причин требовали от нас люди, внушающие нам страх и уважение». «Чистая совесть — абстракция, имеющая негативное воздействие на конкретного человека, у которого всегда найдется неудовлетворенность тем или иным поступком, поэтому нечистая совесть — это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей».
З. Фрейд по иному интерпретирует происхождение совести в рамках психоанализа. Она связана с Эдиповым комплексом, который испытывает, по мнению Фрейда, юноша в раннем детстве. Эдипов комплекс возникает вследствие идентификации себя с отцом, который служит моделью поведения. Фрейд считает, что конфликт между отцом и сыном из-за любви к матери может закончиться убийством отца из-за ревности. Вследствие этого у юноши возникают укоры совести и чувство вины.
Общественно-исторический характер морали и совести акцентируется в марксисткой философии. Марксистско-ленинская этика доказывает, что совесть имеет общественное происхождение, определяется условиями социального бытия и воспитания человека, зависит от его классовой и общественной принадлежности: «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того кто не способен мыслить».
Долгое время считалось, что совесть — это сознательный акт психики человека, приобретенный им при рождении, либо развивающийся благодаря влиянию социума.
Поступательное развитие психологии дало возможность проникнуть в глубины душевного мира человека и заставило усомниться в том, что нравственный выбор полностью контролируется сознанием.
К. Юнг считал, что совесть — сложный феномен, ценностное суждение, отличающееся от интеллектуального тем, что в нем наряду с объективным, всеобщим характером заметна отсылка к субъективному».
Рассмотрев все точки зрения философов, можно сказать, что под совестью, как и раньше, понимается чувство ответственности за свое поведение, за свои поступки, как перед самим собой, так и перед обществом.
1.3 Совесть и стыд
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что совесть — чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом. 9, статья 58 Стыд и совесть, в общем, довольно близки. В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд — даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И, тем не менее, мне стыдно, потому что про меня так думают».
Но чем же тогда отличается совесть от стыда? Ведь стыд — это чувство, которое появляется у человека как результат осознания им несоответствия своего поведения и своих поступков.
Для того чтобы понять чем же отличается совесть от стыда, приведем несколько положений отличия:
1. Стыд можно трактовать, как страх опозорить самого себя, опозориться перед обществом. Совесть же это страх скорее причинить вред кому-то;
2. Совесть предполагает удовлетворение собственным нравственным поведением и помыслами. В стыде всегда осуществляется негативная оценка собственных действий и помыслов;
3. Существенным отличием стыда от совести является то, что совесть это критическая оценка с позиций нравственных требований своих действий, мотивов и моральных качеств перед самим собой. В совести диалог ведет эмпирическое «Я» с идеальным «Я». Это сугубо внутренний диалог. В стыде же диалог осуществляется с другими. Стыд выступает как переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом других;
4. Стыд — чувство социальное. Это ответственность за себя перед миром. Стыд эгоистичен. Совесть — чувство индивидуальное. Это ответственность за мир перед собой. Совесть альтруистична.
И так, можно сказать, что стыд — страх, внутреннее переживание своего несоответствия требованиям перед лицом других. Совесть же — это чувство ответственности за свои поступки, а также оценка себя с позиций требований своих действий, мотивов и моральных качеств перед самим собой.
Глава 2. Эмпирическое исследование совести
2.1 Понятие совести в современном мире
Как уже говорилось выше, совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение, за свои поступки, выполнение своих обязанностей перед окружающими людьми, обществом и самим собой.
В предыдущих главах мы рассмотрели, как понимается совесть великими мыслителями разных времен. Но как же понимается совесть в настоящее время?
Как известно, совесть на ранних стадиях становления личности проявляется как «голос» значимого окружения — родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а так же в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям значимых других.
Для понимания всей сути совести, было проведено исследование, где опрашивались дети младшего школьного возраста и, конечно же, их учителя. В данном исследовании принимали участие младшие школьники (1 класс) и учителя школы № 17. Всего в исследовании участвовало 20 младших школьников и 10 учителей.
Младшим школьникам было предложено ответить на вопрос, что такое совесть? Большинство из детей отвечали на данный вопрос, исходя из житейских ситуаций, в которые они попадали. Например: «Я считаю, что совесть это когда папа и мама недовольны мной. Один раз, когда папа пришел меня будить, я не захотел вставать и не пошел в школу. На следующий день в школе я сказал, что папа меня не разбудил. Так меня мучила совесть» (В., 7 лет, 1 класс)».
Кроме этого, для детей данного возраста характерно отождествление стыда и совести. «Совесть — это когда стыдно. Однажды я разбила папину кружку, и мне было очень стыдно».
Проведенное исследование, показало, что в силу возрастных особенностей, младшие школьники не знакомы с реальными проявлениями совести как глубокого и зрелого переживания.
Кроме этого, в данном исследовании, как говорилось выше, принимали и учителя в возрасте от 30 до 50 лет. Большинство из учителей отвечали на поставленный вопрос так: «рамки, которые человек не должен нарушать», «поступать в соответствии с правилами поведения», «внутренний контролер, дающий оценку поступкам».
Многие учителя также отвечали, что совесть — это внутренняя сила, не регулируемая человеком: «то, чему я не могу воспротивиться, что заставляет меня правильно поступать…», «то, что заставляет меня вовремя одуматься». Так же, как и в школьных ответах, замечено отождествление совести и стыда.
Как предполагалось, определение такого человеческого проявления, как совесть, вызвало у опрашиваемых некоторые затруднения. Заметили, что учителя не готовы к размышлениям о совести и других феноменах человеческого существования, затруднялись выразить свою мысль. В основе понимания совести, в основном, житейские определения, поверхностные, не глубокие. Много размытых представлений, судя по которым вообще не ясно, о чем хотели сказать: «чувство, которое возникает при каком-то поведении», «определенное качество», «внешнее и внутреннее состояние человека».
В таких случаях возникает вопрос: что имеет в виду учитель, когда говорит о совести своему ученику? Здесь четко обозначается проблема компетентности педагогов и качества результатов их педагогических действий. Учитель, воспитывая совесть, должен объяснять ребенку, что она «работает» прежде, чем человек совершает что-либо, помогает не допустить безнравственных желаний, что совесть — специфическое человеческое проявление, основанное на предвосхищении несоответствия должному, открытии того, что и как должно быть. Совесть предвосхищает то, за что после будет стыдно.
Кроме этого, было проведено заочное исследование, т.е. данное исследование было проведено в социальных сетях, где участие принимали люди всех возрастов.
В данном исследовании были предложены следующие варианты:
1. Совесть — чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом;
2. Совесть — без чего нельзя называться человеком;
3. Совесть — это балласт, сбросив который можно легко и быстро всплыть и подняться вверх по вертикали власти.
Всего было получено 710 голосов. Из них 300 голосов посвящено ответу, что совесть — чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом; 350 голосов — совесть — без чего нельзя называться человеком; 60 голосов — совесть — это балласт, сбросив который можно легко и быстро всплыть и подняться вверх по вертикали власти.
Также было проведено еще одно исследование, где был предложен вопрос: как вы считаете, изменилось ли понятие совести в настоящее время? Всего было получено 150 ответов. Так, например большинство интервьюеров отвечает так: «Совесть актуальна всегда и везде. Но, к сожалению, всегда и везде не для всех»; «Совесть и честь — нравственность обеспечивающая существование и выживание общества и человека»; «Душа человека это часть бога, а совесть это реакция души на действия, свои и чужие»; «Основное отличие человека от животных — совесть! К сожалению в наше время совесть затаптывается…»; «У меня совесть чиста: я ей не пользуюсь».
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что сегодня в понятие совести вкладывается схожее значение, что и в другие времена. Но все же имеются изменения: большинство людей считает, что совесть в условиях современного мира «отходит на второй план», что позволяет сделать вывод об уменьшении значения совести как ценности.
Таким образом, в заключении хотелось бы сказать, что совесть — не просто регулятор нашего поведения, это, прежде всего некий ориентир, который позволяет нам различать добро и зло, и какую сторону мы выберем, зависит, прежде всего, от нас самих. Ведь без совести нельзя называться человеком.
2.2 Пути формирования совести у детей младшего школьного возраста
Как показало проведенное исследование, в младшем школьном возрасте дети не понимают всю суть совести, часто отождествляют понятие совести и стыда.
Как известно, в младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни: меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Кроме этого, в этом возрасте интенсивно развивается самосознание. Поэтому, по-нашему мнению, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом воздействия, так как в этом возрасте детям можно привить наиболее правильное на наш взгляд понимание совести.
Каковы же пути формирования совести? Во-первых, по-нашему мнению, нужно проводить просветительскую работу с родителями детей, т.е. объяснить, прежде всего, родителям, что такое совесть и чем совесть отличается от стыда. Кроме этого, как известно, семья играет очень важную роль в жизни каждого человека. Именно семья учит ребенка каким-то моральным, духовным ценностям, прививает определённый образ жизни. Поэтому также нужно объяснять родителям как вести себя с детьми, проводить беседы или же создавать курсы для того, чтобы объяснить родителям, что каждое произнесенное ими слово, каждый их поступок воспринимается детьми, что может в последующем повлиять на всю последующую жизнь их детей.
Во-вторых, мы считаем, что просветительскую работу также нужно проводить и с учителями, так как многие учителя не знают и не могут отличить совесть от стыда. Младший школьный возраст — возраст, когда ведущей деятельностью является учебная деятельность. Поэтому дети в этом возрасте уже не только хотят быть похожими на своих родителей, но и также воспринимают как важного человека в своей жизни и учителя. Нужно не забывать, что дети в основном черпают информацию от окружающих его людей, т.е. от родителей, учителей, воспитателей и тд.
Для того чтобы повлиять на формирование совести у детей учителя могут проводить классные часы, посвященные данной теме. Мы приводим несколько разработанных нами классных часов, посвященные данной теме.
Классный час «Совесть и стыд».
Цель: научить различать детей понятие совести и стыда.
Задачи:
1. Выявить понятие совести;
2. Выявить понятие стыда;
3. Сравнить понятие совести и стыда и найти отличия.
Воспитательные средства:
1. Рассказ А.П. Гайдара «Совесть»;
2. Высказывание великих мыслителей о совести и стыде;
3. Презентация «Совесть и стыд».
Оборудование:
1. Компьютер;
2. Мультимедийный проект.
Этап 1. Организационная часть.
Учитель: перед тем как мы начнем занятие, я задам вам вопросы, на которые вы ответите мне в конце занятия. И так:
1. Вам было когда-нибудь стыдно?
2. А испытывали ли вы чувство совести?
3. Так чем же отличается совесть от стыда?
Этап 2. Проведение классного часа.
Вступительное слово учителя: Мне очень нравится рассказ А.П. Гайдара «Совесть». В ней он рассказывает историю, которая могла бы случиться с каждым из нас (звучит рассказ А.П. Гайдара «Совесть»).
Вы знаете, что такое совесть? (ответы детей)
Совесть — чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом. О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Вот некоторые из них.
• «Совесть без зубов, а грызёт»
• «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится»
А какие пословицы вы знаете о совести? Или может быть вы слышали такие пословицы. (ответы детей)
Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком. Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда». Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.
Вот что писал о совести поэт Жуковский:
Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель,
О совесть, наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья!
Учитель: Что ж мы все о совести да, о совести! А как же чувство стыда? Вы знаете, что такое стыд? (ответы детей)
А как вы считаете, чувство стыда и совести одинаково? (ответы детей)
Так вот, стыд — это чувство, которое появляется у человека, потому что он что-то сделал неправильно.
Тогда чем же отличаются стыд и совесть? Ведь совесть то тоже возникает, когда человек что-то неправильно сделал.
На самом деле, самым существенным отличием стыда от совести является то, что стыд — страх опозориться или получить наказание, а совесть это причинить вред кому-то.
Вот мы и разобрались что такое совесть, а что такое стыд.
В начале занятия я просила вас подумать над вопросами:
1. Вам было когда-нибудь стыдно?
2. А испытывали ли вы чувство совести?
3. Так чем же отличается совесть от стыда?
(обсуждение вопросов)
Молодцы! Вот и подошел к концу наше занятие. И я хотела бы зачитать вам стихотворение одного замечательного Н.И. Рыленкова «Совесть»:
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Она скромна. Не говорит ни слова,
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово
Как раз о том, что ты забыть хотел.
Ей всё ровно — шумит ли в поле вьюга,
Поют ли в перелеске соловьи,- держи ответ и ни жены, ни друга
В свидетели напрасно не зови.
Чего скрывать — с ней нелегко живётся,
Но мы гордимся, в новый путь спеша,
Что совестливый издавна зовётся
В народе русская душа.
Этап 3. Итог. Обратная связь:
1. Что понравилось (что не понравилось)?
2. Хотели вы бы больше таких занятий?
Классный час «Совесть как основа формирования нравственности»
Цель: формирование чувства совести.
Задачи:
1. Выявить понятие совести и на этом основании стимулировать у учащихся самоконтроль в повседневном поведении;
2. Показать учащимся необходимость осмысления своих поступков и поступков других людей;
3. Развить у детей такие умения, как умение отвечать за свои поступки и признавать свои ошибки.
Воспитательные средства:
1. Рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»;
2. Фильм «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского;
3. Презентация «Совесть».
Оборудование:
1. Компьютер;
2. Мультимедийный проект.
Этап 1. Организационная часть.
Учитель: Здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего занятия «Совесть как основа формирования нравственности». Сегодня мы с вами поговорим о двух замечательных произведениях, в которых говорится о совести. И в связи с этим у меня будет к вам вопросы:
1. Так нужна ли нам совесть?
2. А вам было когда-нибудь стыдно?
3. Когда вы вспоминаете свой поступок, вам стыдно до сих пор?
Этап 2. Ход классного часа.
Вступительное слово учителя: Мне очень нравится рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». В ней он рассказывает историю, которая могла бы случиться с каждым из нас (звучит рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»).
Вам понравился рассказ? Так что же такое совесть? (ответы детей)
Молодцы! А вы знаете писателя Федора Михайловича Достоевского? (ответы детей)
Федор Михайлович Достоевский — великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Он родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве и умер 28 января (9 февраля) 1881 в Санкт-Петербурге. Вы были в Санкт-Петербурге? Это очень красивый город, где каждое здание, каждая улица воодушевляет.
Сейчас мы с вами посмотрим фильм «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. (смотрят фильм)
И так. Какова же мораль фильма? Молодцы!
Этап 3. Подведение итогов. Обратная связь.
Вот и подходит к концу наше занятие. Вам понравилось? Что вы усвоили? А теперь ответьте мне на вопросы, о которых я говорила в начале занятия:
1. Так нужна ли нам совесть?
2. А вам было когда-нибудь стыдно?
3. Когда вы вспоминаете свой поступок, вам стыдно до сих пор?
И в конце я бы хотела прочитать вам стихотворение Евгения Евтушенко «Муки совести»:
Мы живем, умереть не готовясь,
Забываем поэтому стыд,
Но мадонной невидимой совесть
На любых перекрестках стоит.
И бредут ее дети и внуки
При бродяжьей клюке и суме —
Муки совести — странные муки
На бессовестной к стольким земле.
От калитки опять до калитки,
От порога опять на порог
Они странствуют, словно калики,
У которых за пазухой — бог.
Не они ли с укором бессмертным
Тусклым ногтем стучали тайком
В слюдяные окошечки смердов,
А в хоромы царей — кулаком?
Не они ли на загнанной тройке
Мчали Пушкина в темень пурги,
Достоевского гнали в остроги
И Толстому шептали: «Беги!»
Палачи понимали прекрасно:
«Тот, кто мучится,— тот баламут.
Муки совести — это опасно.
Выбьем совесть, чтоб не было мук».
Но как будто набатные звуки,
Сотрясая их кров по ночам,
Муки совести — грозные муки
Проникали к самим палачам.
Ведь у тех, кто у кривды на страже,
Кто давно потерял свою честь,
Если нету и совести даже —
Муки совести вроде бы есть.
И покуда на свете на белом,
Где никто не безгрешен, никто,
В ком-то слышится: «Что я наделал?»
Можно сделать с землей кое-что.
Я не верю в пророков наитья,
Во второй или в тысячный Рим,
Верю в тихое: «Что вы творите?»,
Верю в горькое: «Что мы творим?»
И целую вам темные руки
У безверья на скользком краю,
Муки совести — светлые муки
За последнюю веру мою.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что совесть — это не просто регулятор нашего поведения, прежде всего, это особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг.
Совесть помогает не просто жить в окружающем мире, она помогает устанавливать нам благоприятные взаимоотношения с окружающим миром. Ведь все люди разные и мир мы воспринимаем по-разному.
Так как в современном мире, как говорят, не у всех людей ей совесть, то нужно ее формировать, воспитывать. Ведь как существовать, а точнее жить, если у тебя нет совести.
В ходе исследования, нами были выявлены следующие пути формирования совести:
1. Проведение просветительской работы с родителями, т.е. объяснение того, что такое совесть и чем совесть отличается от стыда;
2. Проведение бесед с родителями или же создание курсов для того, чтобы объяснить родителям, что каждое произнесенное ими слово, каждый их поступок воспринимается детьми, что может в последующем повлиять на всю последующую жизнь их детей;
3. Проведение просветительской работы с учителями;
4. Проведение различных мероприятий, направленных на формирование совестливости, а также на понимание что такое совесть, зачем данное понятие нужно в нашей жизни.
Как уже говорилось выше, в первую очередь мы должны обратить внимание на себя, перед тем как формировать ее у наших детей. Многие из нас не понимают всей сути совести, не понимают, чем она отличается от стыда, долга и тд., а ведь если подумать, то совесть стоит во главе всех, т.е. стыда, долга и тд. Поэтому для того чтобы правильно воздействовать на ребенка, нужно, в первую очередь, понять самим, что же такое совесть.
Завершая разговор о совести хотелось бы привести слова замечательного человека Паскаля Блеза: «Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать».
совесть стыд мораль школьный
Список литературы
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. / Н.Г.Аверина. — М.: Нач.школа, 2005. — с.68-71.
2. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В.Бабаян. — М.: Педагогика, 2005. — с.67-68.
3. Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория: моногр. / З.А. Бербешкина. — М.: Высш. шк., 1986. — 103 с.
4. Берсенева, Т.А. Духовно-нравственные ценности и ориентация в мировоззрении старшеклассников и учителей / Т.А.Берсенева. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 360с.
5. Большой энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное, с ил. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 1456 с.
6. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Малый энциклопедический словарь. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. — М.: Санкт Петербург, 1890. — 480 с.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Том I. А — З. / В.И. Даль. — М.: СПб, 1903. — 877 с.
8. Дидро Р. Принципы нравственной философии, или Опыт о достоинстве и добродетели, написанный милордом Ш***. — Соч. в 2.x т. / Р. Дидро. — М.: Мысль, 1986. — Т. 2. 592 с.
9. Ефремова Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка в 3 томах. / Т.Ф. Ефремова. — М.: Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой, 2000. — 160 тысяч словарных статей.
10. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: Учебное пособие для студентов вузов — 2-е изд, перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. -М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — 416 с.
11. Кадол, Ф. Воспитание чести и достоинства / Ф. Кадол // Воспитание школьников. / Ф. Кадол. М.: 1998. — с.7 — 13.
12. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. — М.: Просвещение, 1993. — 326 с.
13. Комаров В.В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности: диссертация. / В.В. Комаров. — М.: Тамбов, 2004. — 154 с.
14. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. / Т.Ф. Кругляницо. — М.: Издательский центр «Аз», 1995. — 160 с.
15. Курочкина, И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно: Увлекательные беседы, поучительные истории и сказки / Н.И. Курочкина. — М.: Флинта, 2002. — 125 с.
16. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. — М.: издательский дом АКАДЕМИЯ, 1999. — 214 с.
17. Леонтьева, А.Г. Родителям (будущим и настоящим) / А.Г. Леонтьева. — Курган, 2004, — 120 с.
18. Наторп, П. Культура народа и культура личности / П. Наторп. — СПб, 1992. — 136 с.
19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
20. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. // Педагогическое наследие. / Ж.-Ж. Руссо. — М.: Педагогика, 1989. — 412 с.
21. Титаренко А.И Структуры нравственного сознания. / А.И. Титаренко. — М.: Мысль, 1974 — 238 с.
22. Титаренко А.И. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. // Марксистская этика. / А.И. Титаренко. М.: Политиздат, 1986. — 127 с.
23. Шимановский Д.С. Моральное самосознание. Этико-философский аспект. / Д.С. Шимановский. — М.: Выс. школа, 1986. — 143 с.