Забота о процессе адаптации к школе обусловлена тем, что это динамичный процесс постепенной перестройки функциональных систем организма обеспечивает возрастное развитие. Механизмы приспособления, возникающие в процессе адаптации, обновляются и используются повторно в аналогичных ситуациях, фиксируются в структуре личности и становятся структурами его характера.
По мнению многих ученых, в том числе Блонского П.П [5, с. 32], процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап — это этап ориентации, его характеристики — бурная реакция и значительная нагрузка практически на все системы организма. Продолжительность этого этапа составляет от двух до трех недель.
Второй этап — нестабильная адаптация, когда естественно, что организм ищет и находит оптимальные варианты реакции на эти эффекты. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает стихать.
Третий этап — это период относительно стабильной адаптации, когда организм стремится найти наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, которые требуют меньше нагрузки для всех систем. Возможности тела ребенка далеко не безграничны, и длительный стресс и связанная с этим работа могут значительно повлиять на хрупкое здоровье ребенка.
Обычно выделяют несколько групп детей, процесс адаптации к школе у которых легкий, умеренный и сложный.
Благодаря легкой адаптации состояние напряжения тела может быть скомпенсировано в первой четверти. Если умеренная адаптация — ухудшение здоровья более выражена, их можно наблюдать в первой половине учебного года, что является естественной реакцией организма на изменение условий жизни. Для некоторых детей адаптация к школе может быть трудной. В то же время возможны значительные нарушения здоровья — с начала и до конца учебного года, что подтверждает тот факт, что для этого ребенка первый класс несет невыносимые нагрузки и режим работы. [2, с. 33]
Критерии успешной адаптации детей к школе, по мнению многих исследователей, отражают благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение в первой половине года, отсутствие явных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Изменения в поведении детей обычно являются показателем сложности адаптации к школе.
Психологическая готовность к школе представляет собой сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных черт: особенности мотивации, создание механизмов произвольной регуляции деятельности, достаточный уровень когнитивного, интеллектуального и речевого развития, определенный тип отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех вышеперечисленных признаков в их единстве до определенного уровня способно обеспечить разработку школьной программы и содержания психологической готовности к школе. [3, с. 48]
Психолого-педагогическая природа адаптации младшего школьника заключается в:
— сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
— установление контакта со одноклассниками, с преподавателем;
— формирование соответствующего поведения;
— навыки обучения.
Как упоминалось выше, начальный период обучения достаточно сложен для всех детей, зачисленных в школу. В ответ на новую возросшую нагрузку на организм ребенка, в первые недели и месяцы обучения может возникнуть дискомфорт, связанный с усталостью, головными болями, раздражительностью и слезами. Есть также психологические трудности, такие как чувство страха, негативное отношение к учебе, учителю или неправильное представление о способностях и возможностях детей. Цепочка неудач (в школе, в общении) может привести к созданию сбалансированного комплекса неполноценности, такое «приобретение» в возрасте 6-7 лет наиболее негативно влияет на развитие у ребенка самооценки, уровня его притязаний.
Таким образом, одним из основных механизмов, обеспечивающих оптимальную адаптацию в первом классе к образовательной деятельности, является психологическая поддержка всех специалистов, работающих в системе образования, и родителей. Р.В. Овчарова отметила: «Психологическая поддержка помогает детям верить в себя и свои навыки, избегать ошибок, акцентировать внимание на положительных аспектах и выгодах для укрепления своей самооценки».
Психологическая поддержка является одним из наиболее важных факторов, способствующих улучшению отношений между детьми и взрослыми. Исследования, проведенные в контексте этой проблемы, показывают, что первоклассники нуждаются в психологической поддержке со стороны родителей, учителей и сверстников. И здесь общение не имеет большого значения, по мнению Е.О. Смирнова «при общении со взрослыми ребенок учится говорить и делать то, что должен, слушать и понимать, узнавать новые знания; в общении со сверстниками — выражай себя, вступай в разные отношения». [11, c.74]
Все это подтверждает нашу гипотезу о том, что развитие межличностных отношений первоклассников в группе сверстников напрямую зависит от уровня развития их коммуникативных навыков и общительности ребенка.
Психолого педагогическая поддержка межличностных отношений младших школьников.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.