При исполнении управления познавательной работой обучающихся следует организовать работу на занятии подобным способом, чтобы ученики без помощи других сумели дать оценку правильности проделанного задания и в какой степени предположения, выдвинутые в начале работы, подтверждаются итогами опыта. Педагог может определить место лабораторных работ в логической структуре задания, однако, как демонстрирует практика, в наше время педагоги дают предпочтение работе с учебником и мало времени уделяют самостоятельной работе с натуральными объектами. Это сопряжено с недостатком учебного оснащения, неумением педагога вести лабораторные работы.
Степень самостоятельности зависит от цели, подготовки учащихся и источников информации. Особо важное значение имеют работы поискового характера. Работы исследовательского уровня при изучении биологических процессов могут быть проведены при выполнении некоторых типов домашних заданий, поскольку продолжительность большей части биологических процессов во времени значительно дольше продолжительности урока. Правильная организация во многом определяет успешность выполнения лабораторно-практических работ. Например, при фронтальной работе, когда учащиеся выполняют одну и ту же работу (опыт, наблюдение), необходимо ее синхронное выполнение, для этого преподаватель перед уроком должен решить, как и куда должны выходить учащиеся /знакомство с микропрепаратами, выполнение функциональных проб и др./, кто и в какое время раздаст учебное оборудование, необходимое для проведение эксперимента. Демонстрационные опыты, проводимые учителем, должны быть хорошо видны с мест в классе.
Правильное применение демонстраций на уроке – это, прежде всего, организация коллективного, целенаправленного наблюдению под руководством преподавателя, что особенно важно при первичном ознакомлении учащихся с объектом наблюдения. В том случае, когда демонстрация предшествует аналогичной самостоятельной работе учащихся, действия учителя служат примером правильного обращения с учебным оборудованием, наглядным инструктажем: например, преподаватель демонстрирует правила работы с микроскопом, приготовление микропрепаратов, закладку опыта. Определенные сложности возникают при организации групповой работы, когда из-за нехватки материала разным группам приходится выполнять разные задания. В этом случае нецелесообразно инструктировать группы по очереди. На работу с каждым препаратом следует отводить определенное время и следить, чтобы учащиеся успевали их рассмотреть. Обмен препаратами производится по команде преподавателя. Индивидуальную работу лучше организовывать по инструктивным карточкам, которые должны не только содержать инструкцию по проведению работы, но и проверочные вопросы в ходе опыта или после него [18].
Эффективность лабораторной работы во многом зависит от качества руководства восприятием.
Необходимо не только обеспечить учеников объектами для работы, но и продемонстрировать, что с ним необходимо делать, обучить наблюдать, составлять план исследований.
Ознакомление учащихся с объектом должно идти от целого к частному, а потом вновь вернуться к целому на базе проделанных исследований. Инструктаж, осуществляемый пред началом лабораторной работы, должен включать ответы на соответствующие вопросы:
— каковы цель и задачи лабораторной работы;
— какие методы следует использовать и каков порядок проведения работы;
— как нужно содержать в порядке рабочее место;
— каковы требования техники безопасности при проведении работы;
— как оформить результаты [19].
Во время проведения лабораторной работы преподаватель постоянно наблюдает за учащимися, оказывает помощь, корректирует их деятельность, контролирует правильность выполнения отдельных операций.
Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно, однако на начальных этапах, а также при проведении сравнительно новых типов самостоятельных работ /например, определение растений/ рекомендуется работу разбить на части. Перед началом каждой из них преподаватель дает пояснения, и работа выполняется фронтально. Целесообразно также активно проработать карточки-инструкции всей аудиторией.
Особое внимание следует уделить окончанию работы. За несколько минут до завершения работы учащихся следует предупредить, что время, отведенное на нее, заканчивается. Необходимо закончить оформление и привести в порядок рабочее место. Обязательно следует обсудить выполнение работы, сделать выводы.
Лабораторно-практические работы раздела «Общая биология» по содержанию можно разделить на:
— цитологические:
— генетические:
— экологические:
— эволюционные [14].
При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно, однако на начальных этапах, а также при проведении сравнительно новых типов самостоятельных работ (например, определение растений) рекомендуется работу разбить на части. Перед началом каждой из них учитель дает пояснения, и работа выполняется фронтально. Целесообразно также активно проработать карточки-инструкции всем классом. Особое внимание следует уделить окончанию работы. За несколько минут до завершения работы учащихся следует предупредить, что время, отведенное на нее, заканчивается. Необходимо закончить оформление и привести в порядок рабочее место. Обязательно следует обсудить выполнение работы, сделать выводы [16].
Таким образом, состав заданий в лабораторной работе должен составляться с учетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большей частью учеников. Важными структурными компонентами проведения лабораторной работы, кроме самостоятельной работы обучаемых, являются инструктаж, осуществляемый педагогом, а кроме того анализ и оценка произведенных работ и уровня освоения обучающимися необходимых знаний и умений.
Проведение лабораторной работы на уроках биологии
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.