Рассмотрим классификации обучающихся с педагогической запущенностью. В.Г. Баженов представляет классификацию педагогической запущенности по степени тяжести. В первую группу автор объединяет обучающихся с незначительной педагогической запущенностью. Данную группу отличают сохранность познавательного интереса, неустойчивость отрицательных качеств личности, положительное отношение к учебной деятельности. Межличностное общение сохранно, конфликты отсутствуют, нет социальной депривации. Обучающиеся внутри этой группы легко внушаемы, неуверенны в себе, ленивы, их отличает низкая концентрация внимания, неумение сосредоточиться, отсутствие самостоятельности. Обучающиеся из второй группы имеют более выраженную форму педагогической запущенности. Их отличает конфликтность по отношению к участникам школьного коллектива, дети грубы, плохо идут на контакт, тем не менее, возникающие конфликты непродолжительны и поверхностны. Учебная мотивация и познавательный интерес снижены, уже в начальной школе возникают трудности с освоением учебных действий. Такие дети внушаемы, легко поддаются негативному влиянию. Они не умеют сдерживать свои эмоции, вспыльчивы, озлоблены, недоброжелательны. Третья группа отличается негативным отношением к общественным нормам. Они открыто демонстрируют грубость по отношению ко всем окружающим. Обучающихся из данной группы чаще всего объединяет неблагополучные условия в семье. Успеваемость слабая, склонны к объединению в группы и демонстрации асоциального поведения [8].
М.А. Алемаскин в своей классификации также учитывает степень педагогической запущенности. Он выделяет и описывает три группы:
1 группа: отклонения в нравственном развитии отсутствуют, сохранены интересы. Проявления негативных качеств не устойчиво, носит ситуативный характер. Обучающихся отличает леность, склонность к озорству, отсутствие организованности. Дети признают свои недостатки и обещают исправиться.
2 группа: очевидны отклонения от нравственных норм, снижена успеваемость по всем учебным предметам, частые открытые конфликты со сверстниками и взрослыми, отличаются склонностью к праздности и безразличием к труду. Легко внушаемы, озлоблены, склонны к вызывающему поведению, стремятся к частой смене впечатлений.
3 группа: ярко проявляется педагогическая запущенность, регулярно демонстрируют асоциальное поведение, имеют вредные привычки, отрицают любой труд. Не способны сдерживать свои эмоции, не способны выстроить адекватные отношения с коллективом. Цели и желания искажены, нет стремления к совершенствованию или изменению [5].
Рассмотренные классификации схожи, обусловлены степенью выраженности педагогической запущенности и описывают особенности личностных качеств, поведения, развития, общения и овладения разными видами деятельности детей в рамках одной группы.
Наиболее распространённая классификация педагогической запущенности основана на возрасте ребёнка и развёрнутости симптомов.
Выделяют четыре стадии нарушения:
Первая стадия. Соответствует периоду дошкольного детства. Обусловлена дисгармоничным стилем семейного воспитания: дефицитом общения с родителями, недостатком или излишней заботой, повышенной конфликтностью, противоречивыми требованиями матери и отца. Возможно развитие отклонения в результате ошибок воспитателей детского сада, неблагоприятного положения среди сверстников.
Вторая стадия. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается вследствие недостаточной готовности к школе. В основе лежат ошибки воспитания, приводящие к неадекватной самооценке, неуверенности, отсутствию интереса к познанию. Основные проявления – негативное отношение к школе, правилам поведения, режиму.
Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами, правилами, возникает тенденция к отклоняющемуся поведению, равнодушие к учебе.
Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Закрепляется антиобщественный характер поведения, доминирует грубость, негативизм. Возможно включение в преступные группировки.
Качественная классификация учитывает преобладание отклонений в определённой сфере.
Выделяют следующие виды педагогической запущенности:
Медико-педагогическая. Характеризуется негативными привычками, нежеланием и неумением соблюдать правила гигиены.
Нравственно-педагогическая. Проявляется полным либо частичным отсутствием нравственности, нежеланием контролировать эмоции, учитывать чувства других.
Интеллектуально-педагогическая. Основное проявление – трудности освоения школьной программы, отсутствие познавательного интереса.
Нравственно-трудовая. Отсутствует желание трудиться, искажено представление о пользе труда.
Существует несколько факторов, которые могут спровоцировать ребёнка к такому враждебному поведению:[5].
— безразличное отношение к достижениям и успехам ребёнка важных для него людей;
— постоянная критика со стороны старших людей имеющих авторитет для младшего школьника или подростка;
— регулярные скандалы родителей на глазах у ребёнка;
— чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребёнка;
— унижения, оскорбления, физическое насилие в семье над ребёнком или между родителями;
— другие неблагополучные аспекты семейного климата;
— со стороны педагогов – унижение ребёнка перед коллективом;
— со стороны коллектива – насмешки и издевательства в адрес ребёнка.
Признаками педагогической запущенности, имеющими большое значение для ее диагностики, являются:
— неадекватная самооценка ребенка и уровня его притязаний;
— трудности в учебной деятельности, плохая успеваемость, связанные с отсутствием гармонии в развитии социально-педагогического генеза;
— низкий социальный статус, который проявляется в отсутствии дружественных отношений со сверстниками, обструкции педагогов и отвержении родителями;
— неадекватное поведение в социуме;
— авторитарность родителей.
Педагог на основе своих наблюдений, используя критерии диагностики, может судить о соответствии ребенка приведенным выше характеристикам, а значит о наличии у него педагогической запущенности. Дальнейшая работа с таким ребенком проводится психологом, с использованием различных методов тестирования и коррекции.
С точки зрения специалистов (Е. И. Шипицыной, Л. Я. Олиференко и Н. Б. Крыловой) наиболее эффективной работа с педагогически запущенными детьми будет при использовании технологии социально-педагогического сопровождения. Комплексное использование диагностических, профилактических и коррекционных мер поможет разрешить жизненные проблемы педагогически запущенных детей. [14].
Профилактика педагогической запущенности младшего школьного возраста
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.