В процессе овладения письмом участвуют и нейрофизиологические процессы: зрительное, слуховое восприятие, моторная функция, а также полноценная слухо-оптико-моторная координация. Осуществляется межсенсорное взаимодействие, помогающее выполнять несколько задач одновременно. Буквенное обозначение фонем формируется на основе фонематического восприятия и языкового сознания. Фонематическое восприятие формируется у ребенка в следующей последовательности: [19]
1) Дофонетический этап. Характеризуется тем, что дифференциация звуков окружающей речи, понимание речи, а также речевые возможности полностью отсутствуют. Ребенок различает только неречевые звуки;
2) Начальный этап восприятия фонем. Ребенок начинает различать фонемы, далекие по акустическим признакам. Слова воспринимаются по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонация, темп, ритм);
3) Соотношение звуков с их фонетическим образом. Дети слышат и различают звуки в соответствии с их фонематическими признаками, способны услышать разницу между правильным и неправильным произношением;
4) В восприятии преобладают правильные образы звучания фонем. На этом этапе сенсорные эталоны фонематического восприятия еще нестабильны;
5) Фонематическое восприятие полностью сформировано. Ребенок слышит и говорит правильно.
Для того, чтобы освоить письмо, требуются определенные усилия, желание учиться, исправлять ошибки. Во многом результат зависит от социально-личностных качеств ребенка, от его характера.
Л. C. Выготский, А. А. Леонтьев, B. C. Мухина, Д. Б. Эльконин и другие исследователи указывают на такой важный критерий как лингвистическая готовность ребенка к овладению письменной речью. К обучению в школе у ребенка должны быть сформированы:
— фонематические процессы (слух, восприятие) и звукопроизношение — понятия о грамматических единицах языка (предложения различной структуры: сложносочиненные, сложноподчиненные, распространенные, умение образовывать слова по образцу, по аналогии);
— представления о лексических единицах языка (осознание многозначности слов, умение подбирать синонимы, антонимы, различать паронимы);
— умение выстраивать свою речь (последовательное, логичное и связное высказывание).
Несформированность какого-либо из вышеперечисленных компонентов и этапов может повлечь за собой трудности в овладении письмом и как следствие его нарушение, то есть дисграфию.
Дисграфия является проявлением системного недоразвития речи и нарушения определённых неречевых функций, затрудняюющих процесс овладения письмом, языковыми знаниями и умениями. [4]
Согласно мнению многочисленных учёных, нарушения письма базируются на совокупности дисфункций: дефектах устной речи, недостаточной сформированности психических процессов, недоразвитии пальчиковой моторики, нарушении ориентации в схеме тела, а также недостаточной сформированности чувства ритма, как в движениях, так и в речи.
Профилактика дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи .
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.