Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Профилактика аддиктивного поведения у обучающихся как педагогическая проблема

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

По мнению H.H. Толстых, С.А. Кулакова, мотивация начала употребления наркотических средств может быть различной. При формировании психической зависимости основой мотивации становится влечение, потребность изменить определённым образом своё психическое состояние. Когда возникает физическая зависимость, то главным мотивом злоупотребления становится страх абстиненции.

1.3. Личностные и возрастные особенности личности с аддиктивным поведением

По данным В.Г. Каменской, подростковый возраст является наиболее уязвимым в отношении возникновения и развития аддикций, провоцирующими факторами в данном случае считаются: нервно-психическая неустойчивость, дисфункции почти всех нейрохимических систем мозга и психофизиологических процессов организма, в том числе в центральной нервной системе, поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие возрастные особенности.
При этом стоит отметить, что подростковый возраст является важнейшим этапом, оказывающим влияние на всю последующую жизнь человека, так как проходит свое завершение период созревания и формирования не только организма, но и личности в целом, устанавливается отношение к основным ценностям жизни, и прежде всего к своему собственному здоровью (Г. И. Макартычева). Подростки стремятся к самостоятельности, к свободе самовыражения. Однако личностная свобода предполагает и ответственность за выбор, ответственность за результаты, что не всегда ими осознается (A. A. Катаева-Венгер).
Необходимо подчеркнуть, что подростки зачастую не знакомы со способами снятия стресса, организации своего времени, способами саморегуляции (Л. И. Бочанцева). По данным Д. Е. Григоровой, современная молодежь черпает знания об этом, общаясь со своими сверстниками в виртуальном мире. При этом отмечается неумение современных подростков и молодежи распоряжаться своим свободным временем, противостоять многочисленным соблазнам, организовывать свое жизненное пространство (С. А. Купцова).
Обучающиеся, имеющие склонность к аддиктивному поведению, открыто проявляют как положительные, так и отрицательные свойства своей личности. Они обычно отличаются беспокойностью, недовольством своего положения в жизни, недоверчивостью по отношению к окружающим, выражением протеста против общества в целом и неудовлетворенностью собой в частности.
Проявляется неустойчивость, а иногда и противоречивость в отношении к жизни, к себе и окружающим. Степень доверия к себе и окружающим колеблется в зависимости от обстоятельств и уровня сложности возникающих проблем.
В целом можно выделить следующие наиболее характерные особенности личности с аддиктивным поведением:
Сниженная переносимость трудностей обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Это сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью, что влечет за собой частые конфликты.
Скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными.
Поверхностный характер социабельности и ее ограниченность во времени сочетаются с обостренным стремлением произвести на окружающих положительное впечатление. Алкогольные аддикты, например, производят иногда впечатление своим специфическим юмором на алкогольную тематику, рассказами о своих похождениях, приукрашивая свои рассказы деталями, не имеющими никакого отношения к действительности. Особенно хорошо это проявляется при групповом принятии алкоголя.
Стремление говорить неправду. Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров. Лживость имеет первой причиной страх перед последствиями правдивого признания, второй – непроизвольное следование привычному «лживому» стереотипу поведения. Необязательность аддиктов – другая, отдельная от лживости характеристика аддиктивной личности, связанная именно с неспособностью и нежеланием переносить какие бы то ни было трудности, то есть гедонистической установкой.
Стремление обвинять невиновных, (даже если известно, что человек на самом деле не виноват).
Уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.
Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.
Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.
Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.
Таким образом, базовая характеристика личностных и возрастных особенностей личности с аддиктивным поведением характеризуется безоговорочным и полным удовлетворением собственных потребностей, желаний и интересов, которые, по мнению такой личности, превосходят интересы окружающих. Антисоциальное поведение напряжением, связанным с постоянными конфликтами с общественными нормами и нравственными ценностями.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.