Профессиональное самоопределение понимается Е.А. Климовым «как частный случай включения человека в группу с вытекающими отсюда последствиями (принятие, усвоение целей, ценнностей, норм, образа жизни, способов поведения и действий). Такое включение можно рассматривать и как процесс постепенного приобщения к профессиональной группе, имеющей свои этапы, закономерную последовательность,и как уровень и степень этого приобщения.
Чтобы подвести итог этой проблемы, Е.А. Климов пришел к выводу, что профессиональное самоопределение не создает границ для человеческого развития, не попадает в профессиональные ограничения, но ищет возможности для неограниченного развития. Это не разовое действие, а длительный и долгосрочный процесс. На разных этапах возраста это связано с разными целями и имеет разное содержание.
Многие специалисты, поддерживая точку зрения Е.А.Климова, также считают, что профессиональное самоопределение личности не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
С. П. Крягжде, принимая во внимание особенности профессионального самоопределения, отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения он имеет двойственный характер: либо выбор конкретной профессии, либо выбор только по рангу; Профессиональное училище — это социальный выбор. Ссылаясь на многих авторов, которые указывают на это явление, С.П. Крягжде указывает, что, если конкретное профессиональное самоопределение еще не определено, молодой человек (девушка) применяет обобщенную версию, откладывая его конкретизацию на будущее.
По мнению С.П. Крягжде, социальное самоопределение — это ограничение самого себя через круг профессий, это более низкий качественный уровень профессионального самоопределения, неполное, неполное профессиональное самоопределение.
Ф. Р. Филиппов, который также понимает социальную направленность на определенные виды работ. Подчеркивает независимую важность этой ориентации для разработки плана жизни. По-видимому, это должно касаться не только ориентации на характер труда, но и более широкой и лично значимой ориентации на определенное место, точнее, уровня в системе «социального статуса».
Поэтому наиболее распространенным в педагогической науке является понимание профессионального самоопределения как способности самостоятельно выстраивать собственную стратегию профессионального роста, понимать и регулировать жизнь в соответствии с ценностными ориентациями.
По мнению Г.А. Мелекесова, вопросы профессионального самоопределения занимают особое место в системе человеческой жизни, в новых условиях общественной жизни, когда человек может перейти от спонтанного образа жизни к тому, который будет определяться.
М.Р. Гинзбург считает, что основой профессионального самоопределения человека является ценностно-семантическое самоопределение, то есть определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции, концепции. Ценность самоопределения порождает и определяет самоопределение личности в социальной, профессиональной, семейной и других сферах жизни общества.
Мы рассматриваем личностную ценностную ориентацию как основной компонент профессионального самоопределения, в том числе ценностное отношение к миру, которое выражается в осознании, опыте и присвоении универсальных ценностей, ценности современного мира, ценности профессии и то, что ученик делает выбор, основываясь на осознании и соотнесении своих потребностей, способностей и способностей с требованиями общественности.
На сегодняшний день в науке накоплен достаточный объем знаний, раскрывающих как сущность, так и процедурную сторону формирования ценностных ориентаций личности как основного компонента профессионального самоопределения личности.
В психологической литературе начальная фаза профессионального самоопределения достаточно хорошо изучена: фаза формирования профессиональных намерений и выбора профессии выпускниками глобальной школы. Как показали многочисленные исследования, стремление найти свое место в жизни, необходимость профессионального самоопределения являются одним из важнейших психологических новообразований школьного возраста.
В ответ на новые ожидания общества старшеклассники активизируют поиск профессии, отвечающей этим ожиданиям, а также их личным потребностям, которые во многом определяются уровнем развития мотивационной сферы. С этой целью они анализируют свои навыки с точки зрения развития в себе значительных профессиональных качеств, формируя самооценку своей профессиональной пригодности.
Содержанием последующих этапов профессионального самоопределения личности, совпадающих во времени с соответствующими стадиями профессионального становления, является формирование ее отношения к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности. Именно эти этапы представляются наиболее важными как с точки зрения понимания основных механизмов и динамики профессионального становления личности, так с точки зрения педагогического влияния на ее дальнейшую судьбу.
Таким образом, в процессе профессионального обучения отношения между человеком и профессией, до сих пор определяемые только представлениями субъекта об избранной профессии, теперь опосредованы его участием в специально организованной деятельности, в достаточно высокой степени приближающейся к работе. Участие в этой деятельности, с одной стороны, способствует выработке соответствующих представлений о профессии, а с другой ‒ формированию оперативной основы профессионального самоопределения, т.е. системы профессиональных знаний, навыков, элементов профессионального мышления, память. Развитие оперативных основ профессионального самоопределения наряду с мотивацией определяет качественные изменения в структуре самосознания личности [10].
Итак, как мы уже видели, профориентация переживает сейчас для нас тяжелые времена. Хотя во многих школах руководство и учителя знают, что профориентация является основой всего образовательного процесса. Профориентация понимается как социально организованная поддержка профессионального и личного самоопределения, которая должна помочь студенту ответить на вопрос «Почему я учусь?». Исследователи теперь не сомневаются в том, что если ученик понимает, «почему он учится», то успех его обучения выше, чем у того, кто еще не решил.
Профессиональное самоопределение сельских школьников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.