Педагогическая коммуникативность как профессиональный этический феномен требует от преподавателя специальной подготовки не только для овладения технологией взаимоотношений, но и для приобретения морального опыта и педагогической мудрости в организации взаимоотношений со учащимися, их родителями и коллегами в различных областях образовательного процесса.
На наш взгляд, наиболее значимыми личностными качествами педагога в процессе профессионального общения выступают:
наличие интереса к осуществляемой профессиональной деятельности;
систематическое осуществление обратной связи;
артистизм;
оптимизм;
педагогическое предвидение;
эмпатия.
Все эти качества составляют внутренний глубокий слой взаимодействия, основу эффективного общения, обеспечивая интерес учащихся к учебному процессу.
Исследование Е.С. Вакарева [3] показало, что характерными признаками трудностей в деятельности педагога являются стрессовые психические состояния, которые чаще всего препятствуют выполнению заданий, а также возникновение специфических эмоциональных реакций и неадекватного поведения и общения. Опыт психотравмирующих факторов часто встречается у учителей с интернальным локусом контроля в области достижений. Для учителей с экстернальностью в области здравья присущ физиологический дискомфорт. Лица, склонные к усвоению возникающих у них неудач, склонны испытывать эмоциональный дискомфорт, а социальное недовольство чаще всего испытывают учителя с интернальностью в области межличностных отношений и чрезвычайно ответственные за состояние и положение дел в своей семье. Крайне нежелательные черты в профессии педагога, такие как черствость, ригидность по отношению к другим, слабая чувствительность, служат детерминантом неадекватного избирательного эмоционального состояния, эмоциональной и моральной дезориентации и в целом провоцируют риск эмоционального выгорания. Чрезвычайное проявление эмоциональной устойчивости провоцирует появление симптома эмоционального дефицита, который негативно сказывается, прежде всего, на воспитательных функциях педагога. Чем больше учитель склонен к традиционным формам деятельности и не готов к новым задачам, тем чаще он склонен к чувствительности к психотравмирующим факторам профессиональной деятельности, с которыми, по его мнению, крайне сложно справиться.
Знания, полученные в высших учебных заведениях по психологии и педагогике, обеспечивают лишь исходную основу для деятельности будущих преподавателей. К сожалению, они не готовят будущих специалистов к преодолению трудностей, возникающих в педагогической коммуникации. В связи с этим необходимо выявить некоторые составляющие эффективного педагогического общения:
понимание внутреннего ситуативного настроя учащихся;
умение передавать собственные чувства на аудиторию;
эффективная реализация вербальных и невербальных средств взаимодействия;
внешний вид педагога (опрятность, чистота, собранность, доброжелательность, обаяние);
значительное сокращение запрещающих требований и расширение позитивно-ориентирующих психологопедагогических условий;
организация эффективных контактов с учащимися.
Вся сложность профессионально-педагогического общения заключается не только в высоких требованиях к коммуникативной культуре преподавателя, но и в усвоении им способов привлечения учащихся к совместной деятельности. Коммуникативные навыки учителя помогают ученику стать активным участником совместной деятельности. Если такого соучастия нет, то педагогическая коммуникация формально и его влияние незначительно.
Таким образом, эффективную коммуникацию преподавателя должна рассматриваться как один из компонентов профессиональной компетентности, как сложное, структурированное образование в системе его профессионально важных качеств.
Профессиональная коммуникация учителя иностранного языка
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.