Необходимо отметить, что для последнего типа необходимо с методической точки зрения правильно организовать работу участников проекта в группе (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран). Именно поэтому роль учителя здесь не может быть переоценена.
Наконец, последний типологический признак продолжительности проведения включает три типа:
1. краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы);
2. средней продолжительности (от недели до месяца);
3. долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Критерии отбора методов внутри каждого признака зависят от темы дисциплины, в рамках которой он применяется, уровня подготовки обучающихся и уровня их знаниевого компонента, а также как самостоятельности отдельного ученика, так и сплочённости коллектива класса или группы.
1.2. Основные требования к использованию метода проектов в обучении
Современные педагогические исследования говорят о том, что нельзя не отрицать методической ценности проектной методики. В рамках её применения учитель не просто сухо дает обучающимся информацию, которая не всегда усваивается, но даёт инструменты и обучает стратегиям, как добыть информацию самостоятельно и активно использовать полученные знания в реальной жизни для решения практических проблем.
Кроме того, метод проектов помогает обучающимся развить в себе способности работать в команде, опробовать себя в различных социальных ролях (таких как, например, капитан команды, советчик, ответственный за творческое исполнение). Также при работе в группе обучающиеся осуществляют обсуждение работы, что даёт возможность получать мнения и взгляды с разных сторон проблемы и учит с уважением относится к чужой точке зрения и прислушиваться к окружающим.
Не менее важным аспектом является то, что проектная методика развивает способность обучающихся пользоваться исследовательскими методами: выбирать только нужную им информацию и данные, научиться их переосмыслять с различных точек зрения, выдвигать свои идеи и возможные варианты развития событий, делать выводы и заключения.
Однако, метод проектов обладает рядом требований к его применению, что находит отражение в чёткости распределения ролей педагога и обучающихся в процессе работы над проектом.
В это связи главной проблемой педагога во время выполнения проекта является невмешательство, то есть, исполнение роли советчика. Так как иногда для учителя отстранённость может стать проблематичной, особенно во время самостоятельной работы, когда обучающиеся двигаются в ложном направлении. Однако необходимо лишь давать ответы на вопросы учеников. Можно устроить общую консультацию для всего класса в случае, если многие обучающиеся сталкиваются с одной и той же проблемой.
Трудности, с которыми встречаются школьники при работе над проектом и преодоление их общими усилиями является одной из основных причин использования проектной методики. Поэтому задача состоит не в обычном поиске информации – найденные данные нужно структурировать и организовывать, выбирать только нужное и актуальное, поэтому обучающимся необходимо овладеть следующими навыками и умениями:
определять основные и побочные цели и задачи;
находить способы их решения, используя самый удобный, если существует выбор;
делать свой выбор и подтверждать его;
предугадывать различные развития событий;
работать без помощи учителя;
анализировать, насколько результат близок к требованиям;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования
Роль преподавателя в рамках проекта заключается в разработке темы проекта, координации работы групп, консультировании и направлении обучающихся, экспертной помощи. Соответственно, необходимо подчеркнуть, что на время проекта роль преподавателя кардинально меняется.
Что касается роли учеников в выполнении проекта, она также претерпевает изменения. Обучающиеся становятся основным двигателем работы. Деятельность в команде развивает умение работать в коллективе. Кроме того, у школьников появляется свое мнение о полученной информации, формируется критическое мышление. При работе над проектом обучающиеся обладают достаточной свободой осуществлять отбор методов, способов и приёмов достижения поставленных проектом задач.
Даже если работа над проектом оказывается неверной, она все равно вносит большой положительный педагогический вклад в развитие обучающихся. Вместе с педагогом они анализируют свои действия и планы, выискивают в них причины провала и то, как они влияли на дальнейшую работу. Осознание собственных ошибок вызывает желание исправить их в новой работе, отсюда и заинтересованность в новой теме. Благодаря этому обучающиеся учатся правильно оценивать себя и свои действия.
Помимо сформулированных выше ролей и сфер деятельности участников проекта, существуют и другие требования к подготовке и использованию метода, которые заключаются в следующем:
наличие задачи, для решения которой необходимо привлечение знаний из других областей и осуществление анализа полученной информации;
чётко продуманный план проекта (с приблизительными промежуточными результатами);
творческий подход к отбору способов решения поставленных задач;
полученный в итоге продукт, который должен быть полезен для решения проблемы на практике;
самостоятельность деятельности обучающихся (по одному, вдвоем или в команде);
В соответствии с этим существуют и определённые параметры внешней оценки проекта, такие как: весомость и насущность поставленных задач, связь их с изучаемой тематикой; правильность используемых способов сбора информации и способов ее обработки; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; групповой характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи, взаимозаменяемости участников проекта; ответственный подход к проникновению в проблему, использование знаний из других дисциплин; обоснованность принимаемых решений, способность объяснять и подтверждать свои заключения, выводы; чётко представленный результат проделанного проекта; способность отвечать на вопросы конкурентов, краткость и обоснованность ответов всех участника команды.