Основное предназначение метода проектов заключается в предоставлении ученикам возможности на самостоятельном уровне приобрести знания в процессе решения разного рода практических задач либо проблем, требующих интеграции знаний из разных предметных областей. Если вести речь о методе проектов в качестве педагогической технологии, то такого рода технология предусматривает совокупность проблемных методов, поисковых, исследовательских, а также творческих по своей сути. Педагогу в рамках проекта чаще всего отводится роль координатора, разработчика, эксперта, а также консультанта [12].
При этом следует указать, что метод учебного проекта – это также одна из личностно ориентированных технологий, особый способ организации самостоятельной деятельности учеников, ориентированный на решение отдельной задачи учебного проекта, интегрирующий в себе как проблемный подход, так и рефлексивные, групповые методы, исследовательские, презентативные, поисковые и прочие методики. Выступая в качестве ведущей формы организации познавательной деятельности учащихся, метода проектов тесным образом связан с проблемным обучением. То есть основе практически каждого проекта лежит какая-либо проблема. В целом целью проектной деятельности является поиск оптимальных способов решения проблемы. То есть, в основе метода проектов заложен потенциал развитие познавательных навыков учеников, формирования у них умений на самостоятельном уровне конструировать свои знания, свободно ориентироваться в современном информационном пространстве, развитие у детей творческого и критического мышления ]3, c. 109].
Процесса на практике реализация метода проектов, а также исследовательского метода неизменно ведет к изменению позиции учителя. То есть он из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной или исследовательской деятельности своих учеников. Также изменяется и психологический климат в классе, что связано с тем, что учителю приходится переориентировать всю свою учебно-воспитательную работу и деятельность учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, исследовательского, творческого характера [25, c. 51].
Далее укажем общие подходы к структурированию ученического проекта:
— во всех случаях необходимо начинать с выбора определенной темы проектов, определение его типа, а также числа участников;
— затем педагогу необходимо продумать возможные варианты тех проблем, которые необходимо исследовать в рамках намеченной тематики. При этом сами проблемы выдвигаются учениками уже с подачи учителя (например, это могут быть наводящие вопросы, определенные ситуации, которые способствуют определению проблем, видеоряд с аналогичной целью, т.д.). В этом случае весьма уместна так называемая «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением проблемы;
— распределение основных задач проекта по группам, проведение обсуждения возможных методов проведения исследования, поиска необходимой информации, а также творческих решений;
— самостоятельная работа всех участников проекта по своим индивидуальным либо групповым исследовательским, а также творческим задачам;
— организация промежуточных обсуждений полученных данных в группах (это может происходить непосредственно на уроках либо на занятиях в научном обществе, в процессе групповой работы в библиотеке или медиатеке, пр.);
— защита учениками проектов, оппонирование;
— организация коллективного обсуждения, экспертизы, получение результатов внешней оценки, формирование соответствующих выводы [17].
Подчеркнем, русский язык в качестве учебного предмета – это замечательная, весьма плодородная почва именно для проектной деятельности. Учителя-словесники в настоящее время достаточно часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие у учеников читательского интереса, достаточно узкий кругозор, отсутствие у детей навыка анализа и обобщения. В связи с этим интересная работа в группе ученикам позволяет своего рода почувствовать предмет, при этом получить новые знания, а учителю-предметнику – решить (в определенной степени) все вышеперечисленные проблемы. Также подчеркнем, что использование метода проектов эффективно развивает активное самостоятельное мышление ученика, его творческие, а также интеллектуальные и коммуникативные умения, именно при работе с текстом (например, чтение отдельных текстов, выделение основной мысли, поиск необходимой информации, ее анализ, обобщение информации, формирование выводов). Кроме этого, содержание текстов выступает в качестве стимула для последующих высказываний учеников своей мысли, а также поводом к общению [3]. Таким образом, дети учатся вести беседу, дискутировать, правильно отстаивать свою позицию, подкрепляя ее аргументацией, применяя при этом имеющиеся у них знания, а также самостоятельно, активно, критически мыслить.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.