Основой ориентационного компонента познавательных универсальных учебных действий школьника является цель. Познавательные универсальные учебные действия направлены не столько на освоение обобщенных способов деятельности, сколько на разрешение личностно значимой для самого школьника познавательной проблемы [32, с. 72].
Содержательно-операционный компонент познавательных универсальных учебных действий школьника состоит из двух взаимосвязанных частей: системы ведущих знаний (представления, факты, понятия) и способы учения и познания (инструменты получения и переработки информации и применения знаний на практике) [32, с. 72]. Познавательные универсальные учебные действия школьника, сформированные на высоком уровне, предполагают обязательное владение способами приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях. Более того, в процессе решения познавательных задач у школьника возникает потребность в знании способов и приемов познания, в овладении гностическими техниками и технологиями.
Ценностно-волевой компонент познавательных универсальных учебных действий школьника имеет тесную связь со становлением его мотивационной сферы. Данный компонент познавательных универсальных учебных действий школьника базируется на устойчивой иерархии мотивов, при которой познавательная мотивация заняла доминирующее положение и приобрела для школьника побуждающий и смыслообразующий характер.
Оценочный компонент познавательных универсальных учебных действий школьника предполагает соотнесение результата познавательного универсального учебного действия с заранее заданным эталоном для установления уровня и качества продвижения школьника в овладении познавательными универсальными учебными действиями, установления и принятия целей по устранению выявленных неудач и закреплению ситуации успеха.
Внутренней структурной единицей познавательных универсальных учебных действий выступает непосредственно познавательное действие, которое определяется как осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи [32, с. 73-74].
Осуществление школьниками познавательного действия обязательно сопровождается овладением необходимыми для разрешения познавательной проблемы знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации. Таким образом, основной единицей внутренней структуры познавательных универсальных учебных действий школьника является умение, которое определяется как освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков [26, с. 81].
Таким образом, рассмотрение сущностных характеристик, состава, а также внешнего и внутреннего строения познавательных универсальных учебных действий позволяет выделить ряд особенностей данного вида универсальных учебных действий.
Во-первых, формирование познавательных универсальных учебных действий имеет тесную связь с возрастными психологическими особенностями и возможностями учащихся.
Во-вторых, формирование познавательных универсальных учебных действий школьника определяется содержанием учебных предметов.
Таким образом, познавательные УУД являются одними из метапредметных результатов обучения и одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, так как обеспечивают школьнику умение искать и находить релевантную информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.
Раскрыв в данном параграфе психолого-педагогические основы формирования метапредметных результатов у школьников, перейдем к рассмотрению особенностей проектной деятельности.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов на уроках математики в 5-6 классах
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.