Метод когнитивной науки заключается в попытке совместить данные из разных наук для того, чтобы согласовать эти данные и найти их смысл семантической непрерывности. По мнению лингвиста Ю.Н. Караулова, который считает, что «свойство семантической непрерывности слов, которые были изолированы в семантическом отношении. Каждое слово десятками и сотнями линиями связано со значениями многих других».
Так как концепт имеет «слоистое» строение, которое выдвинул Ю.С. Степанов, где разные слои являются результатом культурной жизни разных эпох, тогда и сам метод изучения концепта должен быть совокупностью нескольких методик.
Использование тех или иных методик, приемов и способов для исследования во всех конкретных случаях, зависит не только от сложности концепта, но и от целей и задач, которые ставит перед собой исследователь, и от характера лингвистических источников.
Для установления смыслового объема концепта нужно сделать следующие пункты:а
1. определить ситуацию данной речи, к которой принадлежит выдвинутый концепт, а при наличии художественного текста эта операция производится на его основе;
2. установить место данного концепта в языковой картине мира через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям, при этом истолкование понятия мы считаем ядром концепта;а
3. обращение к этимологии и учет ее особенностей;а
4. так как словарные толкования дают лишь самое общее представление о значении слова, а энциклопедические словари – о самом понятии, то нужно привлечь к анализу самые разнообразные контексты: поэтические, научные, философские, публицистические, привлечь пословицы и поговорки и т.д.;а
5. полученные результаты нужно сопоставить с анализом ассоциативных связей ключевой лексемы (ядра концепта), например, анализируя концепт «время», устанавливаем его тесную связь с концептом «будущее»;а
6. если для анализа выбран важный концепт культуры, то он должен быть неоднократно повторен, объяснен и показан в живописи, музыке, скульптуре и т.д. Такая интерпретация в ограниченном объеме невозможна, но это совершенно необходимо при выявлении культурных концептов и составлении словаря концептов русской культуры.
Итак, концепт — многомерное образование, в котором при описании концепта должны быть включены такие характеристики, как понятийно-дефиниционныеа, коннотативныеа, образные, оценочные, ассоциативные характеристики. В зависимости от типа концепта несколько иной будет и методика его описания.
Проектная деятельность анализа концепта «любовь» в повести И.С. Тургенева «Первая любовь»
- Diplom777
- Русский язык
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777