Таким образом, педагогическое взаимодействие является специально организованным процессом, направленным на понимание, принятие и решение вопросов воспитания, обеспечивающих взаимосвязь субъектов процесса. Взаимное уважение среди педагогов ДОО и семей предполагает взаимное уважение, взаимную помощь и взаимное доверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.
1.2. Особенности проектирования образовательного процесса
Одной из первых теоретико-методологические аспекты педагогического проектирования исследовала Е.С. Заир-Бек. Рассматривая основные подходы к возникновению педагогического проектирования как самостоятельной области деятельности, она выделяет направление проектирования развития социальных систем. «Под социальными проектами понимают процесс целенаправленного совершенствования социальных систем или организуемых социальных процессов. Цель социального проектирования — организация процесса, который дает начало изменениям в социальной среде» [8, с. 21].
Педагогическое проектирование, в понимании Е.С. Заир-Бек, — это одно из направлений социального проектирования, которое направлено на создание и изменение организованных процессов образования, воспитания, обучения. Соответственно, любой педагогический проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей, которые в свою очередь зависят от приоритетных педагогических ценностей.
Характеризуя проект, Е.С. Заир-Бек пишет о том, что он является достаточно сложной системой преобразований, его замысел зависит от субъективных факторов человеческой деятельности (своеобразия понимания авторами целей и задач образования, позиции педагога в создании условий для их достижения, потребностей, мотивов, отношений людей и многообразия проявлений их индивидуальностей) [8, с. 25].
Таким образом, педагогическое проектирование выступает в исследовании Е.С. Заир-Бек в качестве одного из направлений социального проектирования. Отличительной чертой педагогического проектирования является его направленность на создание и изменение организованных процессов образования, воспитания и обучения. Оно, по мнению Е.С. Заир-Бек, обосновывает предсказание, разработку и реализацию тех изменений в конкретной педагогической среде, которые способствуют ее совершенствованию.