Рабочее место должно быть организовано так, чтобы выполнялись качественно и полно требования программы производственного обучения. Оно должно отвечать современным требованиям культуры и этики. При планировании рабочего места учитывается зона досягаемости рук ученика и в горизонтальной и в вертикальной плоскости [10].
Рабочее место мастера производственного обучения. требования к организации рабочего места мастера. Режим работы в учебной мастерской
Под рабочим местом мастера производственного обучения имеется в виду соответствующим образом оснащенная зона его трудовой деятельности в учебной мастерской. Цель оснащения таких мест — обеспечение мастеру условий выполнения учебно-воспитательных и организационно-технических функций [2].
Основные требования к организации рабочего места мастера производственного обучения:
— удобство, скорость и качество выполнения функций по обучению и руководства учебной группой;
— система визуальной и информационной взаимосвязи и оглядки рабочих мест учащихся;
— наличие условий для коллективных инструктажей, демонстрации трудовых приёмов, которые осматриваются со всех точек мастерской, комплектования и хранения средств обучения;
— рациональное использование рабочего времени мастера;
— оптимальность (комфортность) условий труда мастера, которое обеспечивает высокую производительность труда;
— стильное и масштабное сочетание с учебной мастерской, простое и лаконичное, эстетическое и выразительное оформление;
— размещение оборудования, оснастки и инвентаря с учетом мастерской и их соответствия физиологическими и антропометрическим данным взрослого человека;
— наличие коммуникационной техники для прямой и обратной связи с каждым рабочим местом ученика;
— соответствие оборудования и оснащения, установленного на рабочем месте мастера, характеристикам и параметрам оборудованию, на котором работают ученики;
— соответствие эстетическим требованиям;
— обеспечение безопасных условий труда [18].
Рабочее место мастера в учебной мастерской устанавливается на специальной площадке-подиуме, поднятой на 20-30см от урона пола, размер такой площадки зависит от учебной мастерской и специфики изучаемой профессии, она составляет 7-10% всем площади учебной мастерской. В интерьере учебной мастерской рабочее место мастера является главным. Поэтому при его планировании основной акцент в цветовой композиции делается на торцевую стену с классной доской и другим оборудованием, цвет оснащения рабочего места не должен резко контрастировать и отвлекать учеников насыщенными тонами. На поверхности подиума устанавливается рабочий стол мастера с дистанционным пультом управления, демонстрационный станок, блок шкафы с инструментальными и методическими отделениями, наглядные пособия, технические средства обучения, микропроцессорная техника, тренажеры, классная доска с экраном. Режим работы в учебной мастерской должен соответствовать правилам внутреннего распорядка образовательной организации.