При традиционной организации процесса обучения в качестве способа передачи информации педагогами может использоваться односторонняя форма коммуникации, которая называется пассивным методом. Ее суть заключается в процессе трансляции педагогом информации, в ее последующем воспроизведении обучающимся. При этом основной источник обучения — это опыт самого педагога. Обучающийся при этом находится в ситуации, когда он лишь читает, слышит, а также говорит об определенных областях знания, это позиция воспринимающего. Иногда такая односторонность может нарушаться (обучающийся что-то уточняет или спрашивает), в таком случае возникает двусторонняя коммуникация.
В отличие от рассмотренной, принципиально другой можно назвать форму многосторонней коммуникации в рамках образовательного процесса – это активный метод. Организованный специально способ многосторонней коммуникации подразумевает активность каждого субъекта образовательного процесса, не только педагога, а также паритетность и отсутствие репрессивных мер по управлению и контролю с его стороны. При такой коммуникации возрастает количество интенсивных коммуникативных контактов между самими обучающимися [6, c. 134].
Важно отметить, что сущность данной модели коммуникации подразумевает не просто допуск высказываний от обучающихся, что важно, а привнесение в образовательный процесс их знаний.
В целях реализации актуальных требований современного образования должны быть созданы новые формы обучения, позволяющие сформулировать все сомнения и получить при этом опыт освоения спорности. Такие занятия целесообразно проводить с применением интерактивных методов обучения, которые бы способствовали активному взаимодействию обучающихся и педагога. Наиболее современной формой активных методов, считают интерактивные методы обучения [3, c. 60].
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач [7].
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Внедрение современных технологий в процесс обучения в начальной школе может способствовать достижению основной из целей по модернизации образования, а именно улучшению качества процесса обучения, повышению доступности образования, способствованию гармоничного развития школьников, их личности, которая ориентируется в информационном пространстве и приобщена к информационно-коммуникационным возможностям технологий, существующих на сегодняшний день.
Рассмотрим следующие направления, которые применяются при использовании современных технологий в обучении:
Применение готовых компьютерных обучающих систем и различных мультимедийных продуктов.
Формирование собственных обучающих программ.
Применение ресурсов сети Интернет [8].
Перечисленные направления очень тесно взаимосвязаны между собой и гармонично друг друга дополняют, а это, в свою очередь, делает их универсальными технологиями при обучении. К примеру, использование различных обучающих ресурсов сети Интернет служит для создания и разработки собственных обучающих ресурсов по определенной теме.
Также выявлено, что использование современных технологий в обучении способствует:
развитию творческих способностей и возможностей обучающихся;
созданию благоприятных условий по самообразованию учащихся в интересующих их областях знаний;
увеличению уровня применения наглядности на уроке;
повышению уровня производительности урока;
формированию межпредметных связей;
обогащению знаний обучающихся;
развитию умений по ориентированию в современной информационной среде.
К основным целям применения современных технологий в образовании можно отнести:
повышение уровня мотивации к обучению;
повышение объема знаний школьников;
развитие способностей, а также готовности к самостоятельному обучению [9].
Также рассмотрим основные три аспекта, в рамках которых при организации урока с использованием современных технологий, учитель должен направлять свою деятельность.
Образовательный аспект, который включает в себя восприятие обучающимися учебного материала, а также осмысливание связей, отношений в изучаемых объектах.
Развивающий аспект, который предполагает развитие познавательного интереса у обучающихся, а также умения анализировать, обобщать, сравнивать, активизацию творческой деятельности обучающихся.
Воспитательный аспект, который включает в себя воспитание у учащихся научного мировоззрения, умений четко и ясно организовать самостоятельную, а также групповую работу, воспитание у учеников чувства товарищества и взаимопомощи [9].
Таким образом, при использовании современных технологий, а также игровых приемов и включения разнообразных деятельностных заданий в структуру занятия, происходит поэтапное формирование навыков и умений, а преемственность этапов обучения и последовательность введения материала, в свою очередь, обеспечивают прочность усвоения нового материала.
Проектирование образовательной среды в условиях игровых технологий в обучении
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.