В состав мотива могут входить один или несколько компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а другие — вспомогательную, сопутствующую. Таким образом, в структуре мотива находят отражение несколько причин и целей. Кроме того, такое понимание мотива позволяет по новому взглянуть на так называемое полимотивированное поведение человека. По сути в основании такого поведения лежит не одна, а несколько причин, несколько компонентов, входящих в структуру мотива.
Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива.
Сила мотива выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым, знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Кроме того сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.
Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. По сути речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентации, намерений.
В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:
— побуждающую функцию, которая вызывает мотив и обуславливает поведение человека по реализации этого мотива
— направляющую функцию. Она представляет собой область, с которой связаны и на которую ориентированы мотивы человека. Другими словами, это некий выбор, который направляет усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность
.- регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности
Если говорить о приоритетных мотивах младших школьников, то здесь, исходя из классификации мотивов по Е. П. Ильину, можно сделать вывод, что основными мотивами обучения младших школьников являются: интерес к учению, стремление к взрослости, беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация); получаемые отметки; престижный мотив; познавательный мотив (последнее является крайне редким явлением). Эти мотивы, в свою очередь, напрямую связаны с базовыми потребностями детей младшего школьного возраста, т.е. они являются их следствием и отражением. Так, по таблице, базовых потребностей А. Маслоу, у детей в возрасте 8-9 лет ярче всего проявляется потребность в принадлежности и любви, потребность принадлежать обществу, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.
Осознание важности мотивов обучения младших школьников крайне необходимо для учителя. Это позволит ему построить процесс обучения таким образом, чтобы дети были заинтересованы и успешны в продвижении к своей цели. Мотивировать ученика – значит давать ему желание двигаться к этой цели.
Не имея возможности погрузиться в языковую среду, учитель зачастую преподносит детям материал без какой-либо связи с реальностью, без применения этого материала в практической деятельности. Однако, эта деятельность должна обязательно являться неотъемлемой частью процесса обучения, а на младшем этапе обучения, деятельность должна быть к тому же и яркой, веселой, приносящей радость, способной удержать неустойчивое внимание младших школьников. Именно поэтому, принимая во внимание психологические особенности детей на начальном этапе обучения, можно сделать вывод, что наиболее оптимальное мотивирующее воздействие на младшего школьника может оказать игровая деятельность. Игра на уроке иностранного языка будет разжигать интерес ребенка к изучаемому материалу как к способу достижения результатов игры, а также как к средству коммуникации и взаимодействия со сверстниками.
Процесс обучения иностранным языкам как средство формирования мотивации на начальном этапе обучения
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.