Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Проблемы тактической подготовки в баскетболе

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Обучать технике, тактике, психологической и другим видам спортивной подготовки стоит в единстве с развитием физических качеств необходимых для баскетболистов. Высокий уровень физической подготовки спортсменов – важный фактор в решении психологической готовности к ведению спортивной борьбы в экстремальных условиях. Физическая подготовка придает игрокам уверенность в себе, способствует проявлению волевых качеств.
Комплексный подход при планировании спортивной подготовки позволяет целенаправленно подвести обучающихся к соревновательной деятельности, где наиболее полно проявляется тесная взаимосвязь физических качеств и технико-тактического мастерства, просматривается психологическая готовность спортсменов к участию в спортивной борьбе, выявляются межличностные отношения в учебной группе (команде). Грамотная работа в группах спортивной подготовки имеет особое значение, так как у учащихся начинают формироваться навыки игры, воспитывается стойкий интерес к учебно-тренировочным занятиям. Именно этот период является фундаментом системы многолетней подготовки спортивных резервов [6].
В Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта баскетбол указан уровень влияния физических качеств и телосложения на результативность спортсменов. К наиболее значимым физическим качествам, которыми должны обладать баскетболисты относятся: быстрота (скоростные способности), ловкость (координационные способности), выносливость (общая и специальная). Кроме этого баскетболисты должны иметь хорошую силовую подготовку, гибкость, и немаловажная роль отводится телосложению и непосредственно ростовым показателям спортсменов.
Каждый занимающийся баскетболом примерно к 14 годам знает свою позицию (амплуа) на игровой площадке: защитник – разыгрывающий или атакующий, нападающий (форвард) – легкий или тяжелый (мощный), центровой игрок.
Кроме командных тренировок со спортсменами различного игрового амплуа проводят индивидуальные и групповые тренировочные занятия разной направленности. Например, для атакующего защитника очень важно уметь вовремя и точно выполнить передачу мяча, иметь хороший бросок со средней и дальней дистанции, владеть скоростным ведением. Спортсмен данного амплуа должен быть очень быстрым, ловким, обладать хорошим вертикальным прыжком и достаточно высоким ростом. А перед центровым игроком стоит другая задача. Он обязан хорошо играть под кольцом, уметь правильно занять позицию для подбора мяча, метко атаковать с близкой и средней дистанции. Для этого ему необходимо обладать высоким ростом (210 – 225 см), быть очень мощным для борьбы под щитом [4].
Наиболее благоприятным периодом для начала систематических занятий баскетболом считают возраст 9 – 11 лет, то есть конец младшего школьного возраста и начало подросткового. На начальном этапе обучения учебно-тренировочные занятия в основном направлены на приобретение юными спортсменами общей физической подготовки. Для этого используют различные средства, которые способствуют не только физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, но и нацелены на то, чтобы выявить задатки учащихся относительно будущей спортивной специализации. Во время планирования физической подготовки следует внимательно следить за сенситивными периодами развития двигательных качеств, чтобы не упустить тот возраст учащихся, когда наиболее эффективно решаются тренировочные задачи по развитию тех или иных физических способностей у спортсменов [7].
Баскетболисту очень важно научиться легко, точно, свободно, стабильно выполнять технические приемы игры. С этой целью в процессе технической подготовки спортсмена осуществляется большая, кропотливая работа по усвоению знаний, формированию умений и навыков.
По мнению педагога Ж. К. Холодова, «эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:
1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);
2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
4) профессионального мастерства преподавателя;
5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.».
Новые двигательные действия, которые сознательно вырабатываются в процессе обучения, дают возможность спортсмену увеличить количество приемов техники баскетбола и улучшить качество их исполнения. Научно доказано, что ранее освоенные навыки оказывают влияние на приобретение новых более сложных двигательных действий при их разучивании. Влияние может быть как положительным, облегчающим формирование нового навыка, так и отрицательным, затрудняющим процесс обучения. Чтобы избежать торможения одного навыка другим необходимо соблюдать четкую последовательность при обучении двигательному действию придерживаясь принципов физического воспитания – сознательности и активности, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, прочности и т.д.
Для того чтобы обучить двигательному действию в баскетболе, как и в других видах спорта, применяют общепедагогические и специфические для физического воспитания методы.
На первом этапе обучения – этапе ознакомления с упражнением – в основном используют обще- педагогические методы. К общепедагогическим методам относятся словесные методы и методы наглядного воздействия. Из словесных методов наиболее часто при обучении двигательному действию применяют объяснение, разбор, инструктирование, распоряжения, команды, указания, комментарии, замечания. Из методов наглядного воздействия – непосредственную и опосредованную наглядность, методы направленного прочувствования двигательного действия [8].
Баскетбол включен в учебные программы практически всех образовательных учреждений, в том числе и академии физической культуры, факультеты физического воспитания педуниверситетов, потому что наряду с другими базовыми дисциплинами имеют существенное значение в становлении профессиональной подготовленности.
Систематические занятия баскетболом создают достойный уровень владения практическими навыками самых различных движений.
Гностический компонент предполагает знание методики обучения и совершенствования техники баскетбола, средств и методов тренировки, умения анализировать.
Конструктивный компонент включает умение корректировать тренировочный занятия, режим дня, принимать решения в процессе игры.
Организаторский компонент включает способности спортсмена организовать свои действия по реализации запланированных мероприятий.
Все эти мероприятия позволяют создать материальные, духовные, организационные условия для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.

Picture of Diplom777
Diplom777