В-четвертых, подростковая преступность значительно «чувствительнее» реагирует на способы борьбы с ней, чем взрослая, а также то, как на нее распространяется контролирующее влияние со стороны семьи, общественных организаций, воспитательных и социальных служб. Это особенно важно, так как до 80% всех преступлений, совершенных несовершеннолетними, связаны с местом жительства, учебы, времяпрепровождения подростков. В подавляющем большинстве случаев подростковые преступления происходят из-за недостаточного контроля над своими детьми, со стороны родителей.
Социальная профилактика как технология социальной работы с несовершеннолетними преступниками
Для того чтобы воспитательная работа с несовершеннолетними преступниками достигла эффекта, необходимо понять и мотивы, управляющие действиями подростка. Мотивация поведения несовершеннолетнего характеризуется:
– наличием большого количества ситуационных и импульсивных мотивов;
– превышающим значением фактора самоутверждения;
– особым значением интегративной поведенческой мотивации, которая не терпит любые ограничения, за исключением внутригрупповых. Идеалом является автономия группы, а не автономия индивида;
– внушение и подражание признаются как наиболее значимыми мотивами;
– разнообразие форм побуждений, которые составляют основу мотивации разновидности форм преступного поведения [1].
Характеризуя шкалу потребностей подростков-преступников следует отметить, что для них характерна слабая выраженность социально значимых потребностей, искаженное и деформированное представление некоторых значимых потребностей, значимая для них потребность в самоутверждении понимается извращенно и примитивно (это наблюдается в соединенных «спортивных» и корыстных мотивах совершаемых преступлений, в получаемых удовольствиях от беспокойства других людей, в отвержении различных запретов), ориентировка на немедленную реализацию потребностей, или «недальновидный гедонизм», то есть неразвитый интерес к перспективным целям, обучению, расчету времени [20]. Оценивая личность малолетнего преступника, исходя из сложившейся в юридической психологии оценочной характеристики, следует выделить четыре наиболее ярких типологических вида правонарушителей, которые стали ими в результате:
1) случайности, неблагоприятным обстоятельствам, слабой подготовленности к внезапно возникающим ситуациям, несмотря на положительные характеристики личностной направленности (это могут быть лица, связанные между собой ситуативно и совершившие различные, по степени тяжести, преступления). Таких несовершеннолетних правонарушителей 25-30%;
2) оказался в ситуации располагающей к правонарушению, неустойчивая личностная направленность («качающийся» характер). Их доля 25-30%;
3) определяющей личностной отрицательной направленности, однако не стремящейся к преступному поведению. Данный контингент представлен 30-40%;
4) преобладающей антисоциальной направленности личности, которая определяет все антиобщественное поведение несовершеннолетнего ребенка. На долю таких подростков приходится 10-15% [20].
Подобная классификация делает возможным проводить профилактическую работу и определять меру наказания исходя из особенностей подростков, принадлежащих к той или иной типологической группе. Соотнося различные типы можно также сделать вывод о том, что к устойчивому криминогенному типу относится значительное меньшинство подростков правонарушителей, которые также не порывают с доминирующей системой норм и ценностей.
Ответ на вопрос, почему подросток склонен к нарушению правового запрета, может дать концепция нейтрализации. В соответствии с данной концепцией, несовершеннолетний преступник пытается совместить несовместимое, то есть, следуя общепринятым ценностям и нормам, он добавляет к ним некоторые оговорки, которые позволяют ему судить о совершенных им правонарушениях как о правильных действиях. Нормативные социальные правила, ориентированные на должное поведение, в своей основе не имеют четко выраженного категориального императива.
По сути дела метод нейтрализации следует отнести к своеобразной форме психологической защиты, при которой несовершеннолетний правонарушитель ищет разумные доводы для оправдания своего поведения, его полезности и даже необходимости. Применение самых разнообразных способов самооправдания свидетельствует о неспособности к взвешенной самооценке своего характера и поведения. Это приводит к негативному отношению осужденных несовершеннолетних правонарушителей к наказанию.
На государственном уровне необходимы такие меры общественного контроля, которые бы предполагали комплекс самых разнообразных крупномасштабных направлений деятельности, позволяющих: улучшить потенциал возможностей воспитания несовершеннолетних в семье, школе, в процессе трудовой деятельности; выделить, нейтрализовать и смягчить те недостатки в воспитании и в жизненных условиях несовершеннолетних, которые способствуют и провоцируют преступления с их стороны.
Для этого необходимо разработать и реализовать целенаправленную молодежную политику, которая бы предполагала комплексный подход в решении проблем подрастающего поколения, включающего вопросы: образования, жилья, трудоустройства, социальных услуг, досуга, создания молодежных организаций и движений. Необходимо активно привлекать общественность к борьбе с любыми проявлениями социальной патологии. Необходимо создавать службы социальной помощи для несовершеннолетних и молодых людей по месту жительства и в образовательных организациях, где на постоянной основе проводились бы информирования и консультации по волнующим, подрастающее поколение, жизненным вопросам. Помимо этого, следует помогать подросткам и молодежи в трудоустройстве, оказывать им психологическую помощь, проводить ресоциализацию из «групп риска», устанавливать анонимные телефоны доверия, оказывать помощь в переподготовке кадров для работы с подростками и молодежью.
Все вышесказанное приводит к бесспорному выводу о том, что только систематическое изучение характера совершаемых несовершеннолетними правонарушений и обстоятельств, способствующих этому, позволит органам народного образования построить свою предупредительную работу действительно целенаправленно, конкретно, результативно. Это же можно утверждать и применительно к любому другому неспециализированному органу, осуществляющему предупреждение правонарушений несовершеннолетних в связи со своей основной деятельностью.