Особенность условий выполнения работниками полиции оперативно-служебных задач стало предметом изучения Н. П. Ходаевой, которая утверждает, что стрессогенные факторы опасных ситуаций, которые постоянно возникают в деятельности сотрудника ОВД, негативно влияют на него и детерминируют его адекватную или неадекватное поведение.
Рассматривая требования к профессионально-психологическим качествам работников специальных подразделений МВД для успешного выполнения задач в экстремальных условиях, также следует говорить об уровне их готовности или пригодности к опасной деятельности. В основе этого положено известную в психологии труда идею о важности диагностики уровня готовности человека к определенному виду деятельности (трудовой или учебной). В литературе отмечается, что готовность к деятельности является структурным личностным образованием, в состав которого входят волевые качества личности, мотивы деятельности, знания, практические умения и навыки, индивидуально психологические качества, которые обеспечивают эффективное включение в новую сферу деятельности и эффективность ее выполнения. Следовательно, формирование и развитие готовности работников специальных подразделений МВД к выполнению задач в экстремальных условиях предполагает наличие у них ряда базисных индивидуально психологических особенностей, которые могут быть обнаружены в процессе психологической диагностики, и дальнейшее развитие этих и других качеств в процессе целенаправленного обучения.
Готовность к опасной деятельности имеет следующие составляющие:
1) наличие специальных способностей, интерес к опасной деятельности;
2) умение принимать рискованные решения, активно действовать в экстремальных условиях;
3) готовность к увеличению стрессовых нагрузок;
4) готовность к изменению условий труда и личной жизни.
Повышенные требования предъявляются к когнитивным качествам работников спецподразделений МВД. Во время выполнения заданий в экстремальных условиях важнейшими рабочими функциями работника специального является информационный поиск (обзор), выявление, идентификация, опознание признаков объектов, преобразование полученной информации, формирование программы действий, оперативное реагирование.
Специалист должен сопоставлять и запоминать особенности окружающего пространства, идентифицировать признаки преступления, удерживать в памяти, воспроизводить и сопоставлять приметы лиц, находящихся в розыске, оценивать особенности поведения людей, находящихся рядом или на месте преступления, собирать и обобщать различные приметы и признаки правонарушения, выдвигать гипотезы и проверять их, принимать оперативные решения, принимать меры силового принуждения и тому подобное. Все эти функции могут успешно реализовываться на основе развития концентрации, распределения и переключения внимания в условиях помех, стресса и значительных физических нагрузок, наблюдательности, внимательности, умения замечать незначительные изменения в окружении, способность к познанию факта, явления с малым количеством признаков, восприятия и узнавания удаленных предметов.
Вместе с тем объем оперативной памяти, скорость и точность воспроизведения информации играют важную роль при выполнении большинства задач. Так, например, на этапе внешнего изучения объекта результаты осмотра сопоставляются с образом, представлениям, отражающий его эталонную целостность. На разных этапах работы информационный поиск связан с задачами выявления, различения, опознания признаков проникновения, следов, доказательств, самого преступника, преобразования полученной информации и ее оценки.
Проблемы профессионально-нравственного обучения курсантов в образовательных организациях МВД РФ
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.