Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Проблемы экономических взаимоотношений между Россией и Азией

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

36

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

Кафедра экономической теории и международных отношений

Экономический факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина «Макроэкономика»

Тема:

Проблемы экономических взаимоотношений между Россией и Азией

Выполнил студент Борисов Р.С.

2 курс, группа ЭК-02-12

Преподаватель: к.э.н.,

доцент Белова Н.И.

Чебоксары 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Современное состояние и основные проблемы отношений «Россия-Восток»

1.1 Предпосылки развития масштабного сотрудничества на Востоке

1.2 Российско-китайские отношения как стратегическое партнерство и взаимодействие

1.3 Сотрудничество в многосторонних форматах

Глава 2. Комплексный анализ показателей экономического взаимодействия России со странами Азии

2.1 Россия и Центральная Азия: возможности и препятствия

2.2 Российские инвестиции в Китае как фактор дальнейшего развития

2.3 Основные вызовы и угрозы безопасности в Восточной Азии

Глава 3. Основные тенденции и перспективы дальнейшего развития взаимоотношений России на Востоке

3.1 Перспективы развития Восточной Азии с будущим России

3.2 Основные тенденции развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

До настоящего времени Россия, несмотря на предпринимаемые усилия по налаживанию отношений с государствами Ближнего и Дальнего Востока на двусторонней и на многосторонней основах, так и не сумела выработать цельную, долгосрочную политику в отношении этого региона.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации «Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, стремясь к интенсификации интеграционных процессов на пространстве Содружества. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества».

Речь идет и о государствах Центральной и Восточной и Юго-Восточной Азии, столь разных по уровню социально-экономического развития, по потенциалу, возможностям и степени политической модернизации, но требующих постоянно возрастающего внимания РФ, новых креативных подходов, учитывающих особенности местной культуры и менталитета. Геополитически государства Центральной Азии сохраняют ориентацию на мусульманский мир и одновременно развивают связи с Западом. Эти противоположные или, по крайней мере, не совпадающие внешнеполитические векторы оставляют РФ определенную нишу, где у нее мало конкурентов. Однако следует признать, что на деле политика России является ситуативной, скорее реагирующей на действия других геополитических игроков, чем превентивной. Инвестиционная деятельность российского бизнеса носит по объективным и субъективным причинам единичный характер. Наблюдается тенденция к экстраполяции соперничества со странами Запада на государства Центральной Азии. В интерпретации некоторых российских экспертов, не желающих признавать, что диверсификация внешней политики и экономических связей стала свершившимся фактом, развитие отношений центральноазиатских государств с западными странами чуть ли не автоматически приравнивается к антироссийскому курсу. Одновременно и некоторые местные наблюдатели, одухотворенные националистическими идеями и представлениями, в принципе отрицают российское влияние и пророчат вытеснение РФ из региона.

Объектом исследования являются внешнеэкономические связи России в Центральной и Восточной Азии.

Предметом исследования являются экономические, политические, социальные и, в частности, инвестиционные процессы взаимодействия данных регионов.

Основной целью курсовой работы является изучение современного состояния и основных проблем как экономических, так и политических взаимоотношений между Российской Федерацией и странами Востока.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать предпосылки дальнейшего развития отношений

2) изучить основные тенденции и интересы России в Центральной и Восточной Европе

3) выявить основные проблемные области взаимоотношений

4) предложить стратегически построенный и последовательный курс развития

Глава 1. Современное состояние и основные проблемы отношений «Россия-Восток»

1.1 Предпосылки развития масштабного сотрудничества на Востоке

В последнем экстренном послании Федеральному собранию по присоединению Крыма Президент РФ отметил, что «мы признательны руководству Китая, которое рассматривает ситуацию с Украиной во всей полноте». Также он отметил сдержанность Индии в данной проблеме. То есть, вектор, направление дальнейших отношений, я считаю, четко определен. Другой вопрос, как мы его будем реализовывать.

На самом деле высокая степень взаимозависимости между Россией и государствами Центральной Азии сохранялась и будет сохраняться всегда. Это и граница протяженностью более 7 тысяч километров. С российской стороны с регионом граничат 12 субъектов Федерации, среди которых такие промышленно развитые, как Самарская, Волгоградская, Челябинская, Омская области и другие, то есть вдоль границы сосредоточен значительный промышленный потенциал, крупнейшие города Поволжья, Урала и Сибири, стратегически важные коммуникации, связывающие центральную часть РФ с Сибирью и Дальним Востоком, либо пролегают в непосредственной близости от границы, либо пересекают частично территорию Казахстана. Это — рынок, на который поступают российские товары. Здесь реализуется значительная доля российского экспорта продовольствия, машин и транспортного оборудования, а в последние годы — и текстильной продукции.

Из Центральной Азии в Россию направляется основой поток трудовых мигрантов. Регион является крупным поставщиком энергоресурсов, которые транспортируются по территории России на рынки ЕС. Россия стремится занять более прочные позиции в регионе, делая акцент на усилении кооперации в энергетической, а также в оборонной сферах. Официальные подходы к региону учитывают не только самоценность Центральной Азии для РФ (важное геополитическое положение, экономические и торговые возможности, сохраняющееся русское культурное влияние, наличие русскоговорящих диаспор и групп коренного населения), но также риски и вызовы, которые требуют от России соответствующих мер реагирования.

«Россия будет наращивать сотрудничество с государствами участниками СНГ в сфере обеспечения взаимной безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, наркотрафику, транснациональной преступности, незаконной миграции. Первостепенными задачами являются нейтрализация указанных угроз, исходящих с территории Афганистана, недопущение дестабилизации обстановки в Центральной Азии и Закавказье»

В Стратегии национальной безопасности до 2020 г. говорится, в частности, о таких дестабилизирующих процессах, как развитие националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Отсюда — необходимость укрепления ОДКБ, ШОС и других организаций, развитие двустороннего сотрудничества в военно-политической сфере.

На современном этапе представляется достаточно сложным отделить экономические интересы РФ в Центральной и Восточной Азии от более широких геополитических соображений, определить степень готовности к проведению затратной и не приносящей немедленной финансовой отдачи политики. Более того, включение данных регионов в сферу приоритетных интересов, так и не было подкреплено достаточно убедительными аргументами, которые обосновали бы необходимость разработки отдельной центральноазиатской стратегии РФ.

Помимо перечня необходимых мер и оценки ресурсов, без которых их реализация будет невозможна, РФ, судя по всему, должна в целом выглядеть как надежный партнер, как источник инвестиций и технологий. Эти задачи, очевидно, выходят далеко за рамки центральноазиатского направления политики РФ, но без их решения невозможна реализация амбициозных планов, связанных с интеграцией на пространстве СНГ и с лидирующей ролью России.

Ситуация в мире и в Центральной, Восточной Азии продолжает динамично развиваться — все более существенную роль играют США, ЕС, Китай, что порой создает ситуацию соперничества с РФ, но одновременно открывает новые сферы взаимодействия (например, с США по Афганистану, с Китаем в рамках ШОС и т.п.).

1.2 Российско-китайские отношения как стратегическое партнерство и взаимодействие

Главным фактором политических и экономических перемен в регионе выступает Китай.

Рост экономической мощи, а на этой основе и политического влияния Китая заставляет традиционных лидеров менять свое восприятие «китайского фактора», адаптироваться к новому глобальному и региональному позиционированию Китая.

Российско-китайские отношения — это — взаимоотношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а в исторической ретроспективе — между государствами, существовавшими соответственно на территории этих стран на протяжении последних 400 лет.

На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества (Приложение 1), включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.

Отношения, в истории которых периоды «братской дружбы» сменялись вооружённым противостоянием, в настоящее время характеризуются обеими странами как «стратегическое партнёрство и взаимодействие»

На 2013 год РФ занимает девятое место в списке десяти основных торговых партнеров КНР

По таблице 1.1 можно отметить, что Российско-китайский товарооборот в 2013 г. приблизился к отметке в 90 млрд. долл. США (по российским данным, в 2012 г. — 87,5 млрд.)

Таблица 1.1

Товарооборот между Россией и Китаем в 2007-2013 гг. (по данным ФТС России), млрд. долларов США

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

ОБОРОТ

40,3

55,9

39,5

59,3

83,5

87,5

90

темпы роста в %

140,6

138,7

70,6

150,3

140,8

105,2

100,1

ЭКСПОРТ

15,9

21,1

16,7

20,3

35,2

35,7

20,2

темпы роста в %

100,9

133,0

78,8

121,8

173,4

102,0

95,5

ИМПОРТ

24,4

34,8

22,8

39,0

48,3

51,8

29,4

темпы роста в %

189,1

142,4

65,7

171,2

123,9

107,6

104,1

САЛЬДО

— 8,5

— 13,6

— 6,2

-18,7

-13,1

-16,1

-9,2

В структуре российского экспорта в Китай в январе-июле 2013 г. основная доля поставок приходится на следующие товарные группы:

— минеральные продукты (в основном, продукция ТЭК) — 75,3% всего объема экспорта (январь-июль 2012 г.- 75,5%);

— топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные — 69,5% (69,7%)

— древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 8,5% (8,1%).

— продукция химической промышленности — 6,5% (9,6%);

Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств составляет 4,8% (2,7%), продовольственных товаров и сельхозсырья — 3,6% (3,1%), металлов и изделий из них — 1,1% (1,0%).

Структуру импорта из Китая в январе-июле 2013 г. формируют:

— машины, оборудование и транспортные средства — 51,9% (январь-июль 2012 г.- 53,2%);

— текстиль, изделия из него, обувь — 15,7% (14,9%);

— продукции химической промышленности — 8,7% (8,3%);

— металлы и изделия из них — 8,3% (8,3%);

— продовольственные товары и сельхозсырье — 3,2% (3,1 %);

— кожевенное сырье, пушнина и изделий из них — 1,7% (1,6%);

— древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 1,3% (1,3%).

Если говорить о сотрудничестве в сфере особых экономических зон, то здесь продолжается работа по созданию особой экономической зоны в России с китайским участием в управлении и финансировании строительства инфраструктуры. Между Минэкономразвития России и Минкоммерции КНР достигнуты договоренности о создании специальной группы для разработки ТЭО с привлечением к ее работе представителей правительственных и региональных органов, управляющих компаний, а также предприятий и финансовых учреждений — потенциальных инвесторов. В мае 2012 года был организован визит Китайской международной инженерно-консалтинговой корпорации в Рязанскую область. Предложения российской стороны не удовлетворили китайских партнеров; в настоящее время осуществляется подбор новых площадок.

В рамках пятого заседания Рабочей группы по вопросам особых экономических зон Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (19 июля 2013 г., г. Пекин) достигнута договоренность о предоставлении китайской стороне информации о функционировании ОЭЗ и формате участия профессиональных управляющих компаний в управлении российскими ОЭЗ, а также перечень объектов инфраструктуры особых экономических зон в Российской Федерации, в которых можно предусмотреть участие китайских компаний.

1.3 Сотрудничество в многосторонних форматах

Основным сотрудничеством в многостороннем формате являются отношения «Россия — Индия — Китай».

20-21 сентября 2011г. Торгово-промышленная палата Российской Федерации провела в г. Ростове-на-Дону 3-й Деловой форум предпринимателей России, Индии и Китая, по итогам российская сторона выступила с предложением впредь не проводить отдельные встречи в формате Россия-Индия-Китай, а, при необходимости, организовывать их на полях или в рамках деловых форумов БРИКС.

13-14 апреля 2011г. в г. Санья (Хайнань, КНР) состоялся 2-й Деловой форум стран БРИКС. Форум собрал более 500 представителей делового сообщества России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. По итогам Форума принято совместное заявление и подписан Меморандум «О создании пунктов деловой связи БРИКС». В рамках Форума прошла беседа Президента ТПП России С.Н. Катырина с Председателем ККСРМТ Ван Цзифэем.

28 марта 2012 г. в г. Нью-Дели (Индия) состоялся 3-й Деловой форум БРИКС. В работе Форума участвовало около 500 представителей делового сообщества России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. ТПП РФ выступила в качестве соорганизатора мероприятия. По итогам Форума принято совместное заявление.

26 марта 2013 г. в г. Дурбане (ЮАР) в рамках саммита глав государств БРИКС состоялся 4-й Деловой форум БРИКС. В работе Делового форума участвовало более 700 представителей делового сообщества России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. В составе сформированной Палатой российской делегация во главе с Президентом ТПП РФ С.Н. Катыриным было более 110 человек.

Важно отметить, что каждое из государств, по-видимому, преследует, помимо общих, ещё и индивидуальные интересы:

· Индия и Китай рассчитывают получить доступ к российским энергоносителям — нефти и газу;

· Россия подчёркивает важность практического сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и другими новыми угрозами (особенно в зоне, прилегающей к территории всех трёх стран, — в Центральной Азии, поскольку возможное усиление исламского экстремизма в этом регионе способно ударить по каждому из трёх государств);

· Индия рассчитывает на поддержку её стремления стать постоянным членом Совета Безопасности ООН; Россия и Китай согласны, что ООН нуждается в реформах; предполагается, что к сентябрьской сессии ООН три государства выйдут с совместными предложениями.

· Индия стремится войти в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и играть более активную роль в Центральной Азии.

Глава 2. Комплексный анализ показателей экономического взаимодействия России со странами Азии

2.1 Россия и Центральная Азия: возможности и препятствия

Интересы России в регионе, прежде всего, продиктованы задачей обеспечения безопасности. В последние годы прослеживается определенная тяга наименее защищенных государств региона к опоре на Россию и стремление более сильных к формированию равноправного партнерства.

Поддерживая эти тенденции, РФ делает основной упор на развитие отношений с ведущими державами — Казахстаном и Узбекистаном.

В общем, отношения с каждой из стран ЦА имеют свои особенности и, исходя из этого, их можно подразделить на три группы:

1) безусловные партнеры — союзники — Казахстан;

2) условные партнеры-союзники — Кыргызстан, Таджикистан;

3) условно независимые партнеры — Узбекистан и Туркменистан.

Россия, арендующая космодром «Байконур», столкнулась с затруднениями, когда власти Казахстана начали проводить достаточно жесткую политику по ограничению количества пусков ракет «Протон».

Такая позиция по космической теме совпала с серьезной кампанией в Казахстане против российской инициативы по созданию Евразийского парламента, которая расценивалась как покушение на суверенитет.

Экономические интересы России в ЦА (таблица 2.1) тесно переплетены с геополитическими, но в аналитическом плане можно попытаться выделить чисто экономические сферы взаимодействия, формируемые в рамках существующих в ЦА благоприятных для ведения бизнеса факторов. К ним относятся:

1) большие и разнообразные полезные ископаемые, прежде всего ресурсы нефти, газа и урана;

2) избыточные трудовые ресурсы,

3) емкий, с большим потенциалом роста внутренний рынок

4) сохранившиеся старые кооперационные связи и наличие объективных предпосылок для развития новых связей

Наряду с объективными возможностями для углубления экономического взаимодействия России со странами ЦА имеются и серьезные препятствия. Среди них:

1) активность новых игроков в Центральной Азии, осложняющая деятельность российских компаний, сталкивающихся с более жесткой конкуренцией. В условиях, когда у государств ЦА появилась возможность выбора, они предпочитают более надежных партнеров;

2) использование административного ресурса местными органами управления для защиты интересов собственного бизнеса. Эта политика формально выглядит как государственный протекционизм. Он тоже имеет место, но в целом такая политика стимулирует коррупцию, поскольку осуществляется достаточно произвольно и выборочно. К используемым мерам давления на российские компании могут относиться неожиданные отзывы лицензии, бесконечные изматывающие проверки, отмена тендеров.

Таблица 2.1

Динамика экспорта-импорта в страны ЦА

Страны

2011

2012

2013

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Казахстан

3697,1

9147,2

4449,3

10690,3

6859,3

12906,0

Кыргызстан

367,1

915,5

393,3

990,8

292,8

1160,3

Таджикистан

213,3

573,1

213,7

673,3

90,0

720,4

Туркменистан

45,1

992,0

148,0

757,4

142,8

1159,7

Узбекистан

847,3

1694,4

1556,5

1889,5

1859,7

2106,6

Всего регион

5169,9

13332,2

6760,8

15001,3

9244,6

18053,0

инвестиция россия азия китай

Таблица 2.2

Личные переводы из России в страны СНГ (млн. долл. США) Источник: данные Банка России

2011 г.

2012 г.

1-III кварталы 2013 г.

Страны СНГ

13 525

16 744

13611

Страны ЦА

7520

9380

8008

Казахстан

221

290

200

Киргизия

1250

1407

1165

Таджикистан

2 191

2 752

2266

Туркмения

24

22

17

Узбекистан

3 834

4 909

4360

Таблица 2.2 отражает положительную динамику личных переводов из России в страны СНГ. Практически по всем странам можно выделить значительный рост движения средств.

2.2 Российские инвестиции в Китае как фактор дальнейшего развития

Китай занимает 4 место по общему объему накопленных инвестиций в Россию (7,7% от общего объема инвестированного в Россию в 2012 г. капитала).

По состоянию на конец 2012 г. объем накопленных китайских инвестиций в экономику России (таблица 2.3) составил 27,9 млрд. долл. США (прирост на 1,1% по сравнению с 2011 г.), в т.ч. прямых — 1,5 млрд. долл. США (+ 5,2%).

За 1 квартал 2013 г. объем накопленных китайских инвестиций в экономику России составил 29,9 млрд. долл. США (прирост на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.), в т.ч. прямых — 1,3 млрд. долл. США (+1,1%).

Таблица 2.3

Накопленные китайские инвестиции в экономику России в 2009-2013 гг. (в тыс. долл. США)

2009

2010

2011

2012

2013 (январь-март)

ВСЕГО накопленных инвестиций

37 311,18

32 559,82

177 822,58

112979,62

88774,76

Прямые инвестиции, всего

13169,59

13845,52

20594,89

67353,02

66421,69

Прочие инвестиции, всего

24141,59

18714,30

157227,70

45626,61

22353,07

За 2012 г. объем поступивших российских инвестиций в экономику Китая (таблица 2.4) составил 1,6 млрд. долл. США (прирост на 137,9% по сравнению с 2011 г.), в т.ч. прямых — 42,9 млн. долл. США (прирост на 536,5%).

За 1 квартал 2013 г. объем поступивших российских инвестиций в экономику Китая составил 114,4 млн. долл. США (уменьшение в 5,1 раз по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.), в т.ч. прямых — 6,2 млн. долл. США (увеличение в 3,3 раза).

Таблица 2.4

Поступившие российские инвестиции в экономику Китая в 2009-2013 гг. (в тыс. долл. США)

2009

2010

2011

2012

2013 (январь-март)

ВСЕГО поступивших инвестиций

401129,50

149699,49

688794,22

1638592,50

114 474,08

Прямые инвестиции, всего

10,00

500,00

6742,10

42914,57

6 274,19

Таблица 2.5 отражает структуру накопленных инвестиций по видам экономической деятельности. Здесь мы можем отметить, что особое внимание уделяется таким отраслям, как обрабатывающие производства, транспорт и связь, финансовая деятельность.

Таблица 2.5

Структура накопленных за 2013 г. инвестиций по видам экономической деятельности (по разделам ОКВЭД) (в тыс. долл. США)

Наименование видов экономической деятельности по разделам ОКВЭД

Кит. инвест. в росс. экономику

Росс. инвест. в кит. экономику

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

67507,33

Добыча полезных ископаемых

374220,68

30670,38

Обрабатывающие производства

15171175,03

28614,73

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

7,29

Строительство

157081,69

1813,67

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

157139,53

18769,57

Гостиницы и рестораны

6804,67

18,02

Транспорт и связь

10912915,78

1328,92

Финансовая деятельность

155344,62

31324,92

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

915742,19

86,42

Предоставление прочих видов услуг

235296,02

2.3 Основные вызовы и угрозы безопасности в Восточной Азии

Основные угрозы и вызовы безопасности в Восточной Азии состоят в следующем.

Первое — это северокорейская ядерная проблема. Пхеньян использует ядерный фактор как средство обеспечения выживания северокорейского режима без изменения его тоталитарного и закрытого характера. Тактика выживания включает:

а) вовлечение США в политический диалог, уменьшая тем самым вероятность военных действий,

б) получение экономической помощи от Китая и Южной Кореи за сам факт участия Пхеньяна в многостороннем диалоге по обеспечению безопасности на Корейском полуострове,

в) периодическое нагнетание ситуации для повышения «цены возврата в диалог»,

г) игру на расхождениях в позициях других участников переговоров — США, Японии, Китая, Южной Кореи и России.

Второе — территориальные споры, в которые вовлечены Япония, Россия, Южная Корея, Китай, ряд стран АСЕАН в Южно-китайском море.

Третье — энергетическая безопасность СВА. Рост мировых цен на энергоносители оказывает сдерживающее влияние на экономический рост Восточной Азии, а в политическом плане — заставляет страны искать пути диверсификации источников поставок нефти и газа. Это усиливает конкурентную борьбу, прежде всего, между Китаем и Японией за выход к ресурсам углеводородов в России, Африке, на Ближнем Востоке.

Четвертое — это новые и «нетрадиционные» угрозы: терроризм, пиратство, экологические и природные катастрофы, угрозы эпидемий и т. п. Ставя под удар социальную стабильность региона, эти угрозы могут одновременно сыграть и «объединительную» роль, побуждая страны Восточной Азии к политическому взаимодействию совершенно нового качества.

Несмотря на изменение характера и содержания глобального противоборства в мире, число «горячих» войн и конфликтов не уменьшается. Большинство из них — это локальные войны между соседними государствами и военные операции США и их ближайших союзников против отдельных стран, правительства которых стремятся проводить независимую политику. По оценкам специалистов, большинство вооруженных столкновений и конфликтов в мире спровоцировано извне и имеют непосредственное отношение к планам изменения геополитической картины мира в целях построения нового мирового порядка.

В настоящее время мировая общественность является свидетелем серии «революций» и вооруженных конфликтов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, которые возникли не без вмешательства извне. Аналогичные угрозы со стороны Запада существуют сегодня для целого ряда других независимых государств, в частности, Ирана, Северной Кореи, Сомали, Белоруссии и некоторых других стран мира. При этом, как показывает опыт вооруженного вмешательства Запада во внутренние дела Югославии, Ирака, Ливии и др., союзники по НАТО не исключают массированное применение войск. Как свидетельствует недавняя история, современные войны носят высокотехнологичный характер.

В современном мире еще одной угрозой для человечества становится деятельность сил международного терроризма. Сами по себе террористические акты не являются какими-то новыми явлениями в истории развития государств и народов. Изначально терроризм был взят на вооружение теми организациями и людьми, которые в политической борьбе за власть игнорировали законные методы и активно прибегали к убийству своих политических оппонентов. В стремлении достичь своих целей они не гнушались использовать самые грязные методы. В мировой истории хорошо известны случаи вмешательства одних стран во внутренние дела других стран с использованием профессиональных террористов.

Несмотря на активное противодействие международному терроризму со стороны государств и народов, его действия становятся все более целенаправленными и точечными.

Глава 3. Основные тенденции и перспективы дальнейшего развития взаимоотношений России на Востоке

3.1 Перспективы развития Восточной Азии с будущим России

В итоге, основные возможности для России в Восточной Азии включают:

— России важно использовать долгосрочный интерес к России в энергетике для создания Восточно-азиатского рынка углеводородов на основе российских энергетических ресурсов.

— России жизненно необходимо разработать новую интеграционную модель параллельного соразвития России с Евросоюзом и Северо-восточной Азией, как локомотивом всей восточно-азиатской экономики в целом.

— России необходимо продолжать углублять национальные рыночно-демократические преобразования и широкомасштабное сотрудничество в Восточной Азии, Японией и Китаем, инициативно ища и используя точки совпадения интересов — с тем, чтобы не отстать от Китая в отношениях с США и Японией.

С целью активизации сотрудничества в высокотехнологичных отраслях, определяющих ход модернизации экономик России и Китая, в 2012 году был заключен российско-китайский межправительственный меморандум о сотрудничестве в сфере модернизации экономики. В его развитие в декабре 2012 года Минэкономразвития России и Минкоммерции КНР подписали Протокол о механизме выполнения указанного Меморандума, который предусматривает формирование перечня совместных проектов модернизационной направленности в различных отраслях, организацию семинаров, выставок, бизнес-миссий и других мероприятийё связанных с сотрудничеством в области модернизации экономики.

В настоящее время подготовили к подписанию Перечень российско-китайских проектов модернизационной направленности, реализуемых российскими и китайскими компаниями, которым будет оказываться поддержка. В перечень вошли 40 проектов. Согласно договоренности с китайской стороной, перечень будет принят Совместным заявлением сопредседателей Российско-Китайской Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству на ее 16-м заседании, которое пройдет 17 сентября 2013 г. в Пекине.

Если говорить об активизации двустороннего инвестиционного сотрудничества, то в рамках Российско-Китайской Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству действует Постоянная рабочая группа по инвестиционному сотрудничеству (под эгидой Минэкономразвития России и Госкомитета КНР по развитию и реформе). После четырехлетнего перерыва 20 августа 2013 г. в Москве прошло ее 4-е заседание.

В целях активизации двустороннего взаимодействия в инвестиционной сфере в марте 2012 года был принят План российско-китайского инвестиционного сотрудничества. В ходе 4-го заседания ПРГ по инвестиционному сотрудничеству стороны подписали Меморандум между Минэкономразвития России и Госкомитетом КНР по развитию и реформе о реализации Плана российско-китайского инвестиционного сотрудничества.

3.2 Основные тенденции развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе

В завершении данного анализа выделю следующие пути решения проблем:

1. Связывая перспективы развития Восточной Азии с будущим России, важно поставить вопрос о разработке «Большой Азиатской стратегии России», в которой были бы увязаны внутриэкономические стратегические задачи России с проблемами взаимодействия России и, прежде всего, нашей Сибири и Дальнего Востока с Восточно-азиатским экономическим пространством, наиболее динамичной силой которого в среднесрочной перспективе будет оставаться Китай, а наиболее технологически мощной — Япония.

2. Я считаю, что в контексте проблемы на Украине и агрессивной позицией Запада, России важно выстроить постоянно действующие стратегические диалоги с Японией и Китаем специально по восточно-азиатской проблематике и тем самым предотвратить формирование трехстороннего американо-японо-китайского регионального партнерства без участия России. По экономическим связям в ЦА представляется целесообразным сосредоточиться на следующих мерах:

1) реализация крупных инфраструктурных проектов, что повлечет за собой создание кластера экономики, связанного с российскими стандартами строительства, энергогенерации, профобразования;

2) создание действующего механизма государственной поддержки российских компаний при входе на рынок центральноазиатских государств, а также государственное страхование доли рисков национальных компаний, особенно в связи с тем, что российский бизнес не очень охотно идет на рынки Центральной Азии;

3) расширение, по возможности, банковского сотрудничества не только со странами ЕврАзЭС, но и с Узбекистаном и Туркменистаном для улучшения положения во взаимных расчетах и денежных трансфертах;

4) изучение экономических и политических дивидендов и ограничителей для вступления в Таможенный союз Киргизии и Таджикистана и рассмотрении возможных альтернативных вариантов сотрудничества этих стран с Таможенным союзом.

Важно отметить, что многие российские специалисты указывают на возможное сокращение потоков трудовой миграции из Центральной Азии. По их мнению, максимальный приток трудовых мигрантов из ЦАР в среднесрочной перспективе вряд ли сможет превысить уровень в 5 млн. человек. Для России это количество не создает критической массы на рынке занятости и услуг, а для Центральноазиатского региона означает значительное снижение популяционной перегрузки и трудоизбыточности. Работа в этом направлении ведется. Тем не менее, ряд мер мог бы способствовать изменению качества миграции.

1. Принятие прозрачной государственной миграционной программы, в которой будут четко определены направления миграционных потоков в географическом и производственном планах, социальные гарантии трудовым мигрантам, а также повышение штрафов в качестве наказания за невыполнение для российских чиновников и предпринимателей.

2. Инвестиции в человеческий капитал. Это — система профессиональной подготовки рабочих кадров, развития сети профтехучилищ определенного профиля в местах выезда. Учитывая низкий уровень образования местного населения, требуется создание сети подготовительных курсов, которые широко используются в работе со студентами из стран дальнего зарубежья, а также повсеместное изучение русского языка как на базе русских культурных центров, так и просто при средних учебных заведениях. Центр тяжести подготовки трудовых ресурсов этого региона и их распределения для использования на российских предприятиях целесообразно переместить в государства Центральной Азии, с тем чтобы изначально упорядочить поток трудовой миграции в Россию как в отраслевом, так и в территориальном разрезах.

Потоки людей из Центральной Азии в Россию и встречный поток инвестиций из России должны рассматриваться взаимосвязанно. Ограничение миграции без устойчиво растущих инвестиций (без создания рабочих мест в странах) может ослабить позиции РФ в регионе. Перенос ряда производств из России в трудоизбыточные страны Центральной Азии с соответствующими инвестициями, системой обучения персонала и созданием там жилищно-коммунальной инфраструктуры. Наиболее перспективными в этом отношении являются текстильное производство, а также отрасли пищевой промышленности, имеющие в регионе хорошую сырьевую, производственную и инфраструктурную базы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У России есть исторические, географические, экономические и культурные возможности для того, чтобы оставаться ведущим игроком как в Центральной Азии, так и в Восточной. Даже несмотря на изменения, происходящие в местных обществах. Они далеко не однозначны. С одной стороны, это откат к традиционализму, а с другой — появление нового образованного класса, не связанного с Россией и в лучшем случае заинтересованного лишь в сугубо прагматичном сотрудничестве. Западные страны уже сформировали влиятельный круг молодых, успешных, либерально настроенных лидеров, для которых РФ лишена всякой привлекательности. В разных соотношениях такие тенденции наблюдаются практически во всех центральноазиатских государствах. После «Арабской весны» позиция России, ориентированная на сопротивление тенденции к расширению внешнего вмешательства, на всемерное сохранение региональной стабильности для большинства элит Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении выглядит предпочтительной.

В связи с этим в кратко- и среднесрочной перспективах у России расширяется «окно возможностей». Важно выстроить привлекательную инвестиционную политику. Комплекс мер по укреплению позиций России состоит из таких тезисов, как системная работа по созданию положительного экономического климата, более широкое вовлечение российского капитала в азиатские регионы, реализация крупных инфраструктурных проектов, что повлечет за собой создание кластера экономики, связанного с российскими стандартами строительства, энергогенерации, профобразования; расширение банковского сотрудничества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.)

2. Васильев Е. Центральноазиатский перекресток // Россия в глобальной политике. 2013. №1.- 32 с.

3. Иванов С.И., «Россия и большой Ближний Восток» / [В.В. Наумкин (рук.) и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: Спецкнига, 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-91891-219-5.

4. Колдунова Е.В., «Формирование регионального комплекса безопасности в Восточной Азии в свете новых угроз и нетрадиционных аспектов безопасности», Москва 2013 — 24 с.

5. Колдунова Е.В. Отношения России со странами Восточной Азии в рамках многосторонних диалоговых форматов в АТР/ Е.В. Колдунова //Россия и современный мир: проблемы политического развития. Материалы II Межвузовской научной конференции. — М.: ИБП, 2006. — С.58-69 (0,5 п.л.)

6. Лагутин Максим, Богачев Алексей, «Российско-китайские отношения в XXI веке», журнал «Русская народная линия», статья от 22.01.2014

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]

8. Попов В., Китайский глобализм; Деловой журнал «China PRO» — Весь Китай, 2005.

9. Портал внешнеэкономической информации

10. Посольство России в Китае, [Электронный ресурс]

11. Российский совет по международным делам, Доклады РСМД, [Электронный ресурс]

12. Сафронова Е.И, «Китай в мировой и региональной политике. История и современность». Вып. XVIII: ежегодное издание — М.: ИДВ РАН, 2013 — 320 с.

13. Таранова И.И., «Глобализация как фактор этноконфессиональных конфликтов на Востоке» / Диалог цивилизаций Восток-Запад. Глобализация и мультикультурализм: Россия в современном мире. Материалы 6 межвузовской научной конференции молодых ученых. — М.: РУДН, 2012. — С.286-290 (0,2 п.л.)

14. Фадеев В.И., «Корейская проблема как структурный элемент регионального комплекса безопасности Северо-Восточной Азии»/ Полис. — 2013. — №6. — С.110-121

15. Центр стратегических оценок и прогнозов, [Электронный ресурс]

16. Цифровая библиотека/ Россия и Восток, [Электронный ресурс]

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень документов, подписанных по итогам 18-й регулярной встречи глав правительств России и Китая. 25 октября 2013 года

— Меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования КНР о сотрудничестве в создании ассоциаций профильных вузов России и Китая;

— Меморандум о взаимопонимании в отношении снижения тарифов на услуги международной электросвязи в роуминге между Российской Федерацией и КНР;

— Меморандум о взаимопонимании о совместном проведении Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством коммерции КНР, Народным правительством провинции Хэйлунцзян (КНР) выставки «Российско-Китайское ЭКСПО»;

— Меморандум о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Государственным комитетом по здравоохранению и планированию рождаемости КНР в области медицины катастроф;

— Протокол между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением КНР о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении определённых видов товаров;

— Меморандум о взаимопонимании между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением КНР в сфере борьбы с таможенными правонарушениями на канале авиационных перевозок;

— Программа мер Федеральной таможенной службы Российской Федерации и Главного таможенного управления КНР по углублению сотрудничества приграничных таможенных органов Дальневосточного и Сибирского таможенных управлений ФТС России и подчинённых ГТУ КНР таможен северо-востока Китая;

— Совместное заявление Федерального агентства по туризму и Государственного управления по делам туризма КНР по результатам проведения Года российского туризма в Китае в 2012 году и Года китайского туризма в России в 2013 году;

— Базовые условия соглашения купли-продажи сжиженного природного газа между ОАО «Ямал СПГ» и компанией «Петрочайна Интернешенл»;

— Рамочное соглашение о стратегическом сотрудничестве между Группой компаний «Эн+» и Китайской энергетической компанией «Хуанэн»;

— Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между ФГУП «Почта России» и Группой «Почта Китая»;

— Кредитное соглашение между Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Государственным банком развития (КНР) (о предоставлении кредита в 800 млн. долларов США для фондирования проекта строительства многофункционального комплекса на территории московского открытого акционерного общества «Слава»);

— Кредитное соглашение между Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Государственным банком развития Китая (о предоставлении кредита в 400 млн долларов США для фондирования проекта строительства третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 в Республике Казахстан);

— Договор на проектирование, закупки и строительство Озёрного горно-обогатительного комбината в Республике Бурятия;

— Контракт по строительству завода по производству цемента мощностью 3 тыс. тонн в день; — Основные принципы в отношении графика запуска нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине и поставок сырой нефти для переработки на указанном заводе;

— Меморандум по экспортному контракту между ОАО «НК «Роснефть»» и компанией «Синопек» на условиях предоплаты.

Picture of Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.