Применение проблемного подхода в обучении имеет большое значение для усвоения программного материала. Б.В. Фетодов утверждает: «Проблемный подход в обучении позволяет учащимся развивать и оценивать особенности своей логики, размышлять о предмете разговора и разбираться в нем; предлагать и создавать свои идеи, возникающие спонтанно или на основании услышанного на занятиях; помогает приходить к решению через собственную аргументацию; настраивает обучаемых на точность, ясность и релевантность своих высказываний» [23, с. 24].
Проблемный подход в обучении заставляет преподавателя интересоваться тем, о чем думают и говорят обучаемые (в контексте данной темы), что они подразумевают, насколько это важно для них, как это соотносится с их убеждениями, как можно оценить их рассуждения с точки зрения истинности
Данный подход в обучении требует небольшой предварительной подготовки, имеет сравнительно свободную структуру. При подготовке формулируются общие вопросы, которые необходимо обсудить при изучении данной темы, наводящие вопросы и ключевые понятия. Однако когда начнется дискуссия, ученики будут выдвигать свои гипотезы и мнения, которые могут изменить предварительный план учителя [24].
Введение проблемного подхода в обучении обеспечивает решение следующих педагогических задач:
Воспитательные:
– развитие основ анализа действительности;
– формирование у обучающихся самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут решить любую задачу.
Образовательные:
– увеличение степени образованности обучающихся;
– развитие благоприятного отношения учеников к процессу обучения;
– умение исследовать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
– целенаправленное формирование системно диалектического мышления.
Развивающие:
– формирование памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
– формирование творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
– формирование пространственного мышления;
– развитие речи;
– умение исследовать, синтезировать, комбинировать;
– формирование творческого воображения [9].
Проблемный подход в обучении выполняет следующие функции:
Побудительная.
Образовательная.
Воспитательная.
Развивающая.
Коррекционная.
Данные функции имеют общепедагогичексий характер, поэтому выделим и специфические функции проблемного подхода:
Формирование у детей умения решать представленные учебные проблемы.
Становление познавательной активности и целеустремленности в процессе получения и обработки информации.
Развитие мышления, речи, что положительно отражается на показателях учебного процесса [15].
Определим условия применения проблемного подхода в обучении:
Первый этап: применение простейшего опыта, а именно, восприятие и осмысление предложенной задачи; рассмотрение изучаемого предмета с различных точек зрения, выдвижение простейших гипотез, попытки обосновывать их аргументами.
Второй этап: совершенствование опыта; рассмотрение предмета не только с различных точек зрения, но и видение новых его функций и структуры; высказывание обоснованной гипотезы, самостоятельное построение плана ее решения; учет альтернатив при решении.
Третий этап: на основании наблюдений, опыта, анализа различной информации происходит обоснование сформулированной гипотезы, ее доказательство или опровержение; осуществление плана решения, комбинирование и преобразование известных способов решения.
Четвертый этап: переформулирование поставленной проблемы, формулирование аналогичных проблем; сравнение различных путей решения, сравнение разных вариантов решения, поиск новых; оформление результатов решения в различной форме (в виде описания, правила, формулы, алгоритма); проверка и уточнение результатов решения.
Пятый этап: анализ применения методов и приемов проблемного обучения для понимания проблем и проблемных ситуаций; совершенствование полученного способа решения [18].
К принципам проблемного подхода в обучении относятся:
обязательный учет индивидуальных особенностей ребенка с целью формирования приемов и методов работы для достижения положительного результата в рамках обучения;
важно учитывать исключительно те особенности, которые имеют известный характер (интеллектуальное, коммуникативное развитие, особенности мышления, воображения и т.п.);
в некоторых случаях важно акцентировать внимание и на специфических особенностях, если они имеют непосредственное отношение к обучению (талант, расстройства здоровья и т.д.);
применение индивидуального подхода к обучению должно реализовываться эпизодически и не иметь постоянной основы [1].
В процессе применения проблемного подхода в обучении особое внимание уделяется и педагогу, который должен:
видеть развитие ребенка и уметь его подкреплять и анализировать;
представлять дальнейшую перспективу работы, направленную на улучшение показателей развития ребенка;
уметь выбирать индивидуальную работу с каждым ребенком;
формировать у ребенка положительную мотивацию на дальнейший процесс обучения.
Таким образом, основными условиями реализации проблемного подхода в обучении являются:
применение простейшего опыта, а именно, восприятие и осмысление предложенной задачи;
совершенствование опыта;
рассмотрение предмета не только с различных точек зрения, но и видение новых его функций и структуры;
обоснование сформулированной гипотезы, ее доказательство или опровержение;
переформулирование поставленной проблемы, формулирование аналогичных проблем;
анализ применения методов и приемов проблемного обучения.
Проблемный подход в обучении праву в средней школе
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.