Субфранчайзинг — форма организаций франшизного бизнеса, при которой франчайзеры передают иной стороне — основном франчайзи — права (порой исключительные) в границах строго определенных территорий на продажи франшиз третьим лицам — субфранчайзи. В соглашениях может определяься, что некоторые субфранчайзи вправе управлять наиболее чем одной торговой единицей. В такой ситуации договор на субфраншизу именуют «многоэлементной франшизой».
1.3 Особенности франчайзинговой формы организации бизнеса
Франчайзинг применяется в самых разных видах бизнеса. В частности, он интенсивно формируется в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как:
— автомобильная промышленность и услуги автосервиса;
— помощь в организациях и ведениях бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама и т. п.);
— строительства, услуги, связанная с ремонтом и обслуживаниями дома;
— услуги, которые связаны с образованием;
— отдых и развлечение;
— рестораны быстрых обслуживаний, рестораны, закусочные и т. д.;
— продуктовые палатки; медицинские и косметические услуги;
— услуги в области домашнего хозяйства;
— розничная торговля;
— многие иные виды деятельностей [14].
Франчайзинг имеет свои виды и формы. Традиционно франчайзинг делится на такие виды:
Сбытовой;
Товарный;
Промышленный;
Деловой;
По формам можно выделять:
региональный франчайзинг;
— субфранчайзинг;
1) Сбытовой франчайзинг — применяется производителями товара для построений единой разветвленной сбытовой сети, функционирования которой находятся под его контролем.
2) Товарный франчайзинг порой именуют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в области торговли на продажи готовых товаров. В товарном франчайзинге франчайзором обыкновенно являются производители, продающие законченные продукты или полуфабрикаты дилеру-франчайзи. Последний реализует предпродажные и послепродажные обслуживания покупателя продукций франчайзора и отказывается от продаж товара конкурентов. Это правило является значительными содержаниями взаимоотношения партнеров — франчайзора и франчайзи-дилера.
Данный вид деятельности, подразумевает приобретения у ведущей фирмы прав на продажи товара с ее торговыми марками. В данной ситуации франчайзи покупает у франчайзора товар и после этого их перепродает от имени франчайзоров. В отдельных ситуациях ведущая фирма имеет отношения и к оплатам гарантийных услуг, и возмещениям расхода на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга свойственны узкие специализации франчайзи на реализацию одного вида товаров и услуг.
3) Производственный франчайзинг — это франчайзинг на производства товара. В данной ситуации компания, обладающая технологиями изготовлений некоих продуктов, продает местным или региональным заводам сырье для изготовлений (к примеру, завод по разливам безалкогольных напитков).
Мелкая компания тут не просто выступает под торговыми марками франчайзора и осуществляет ее продукции и услуги, но и включается в полные циклы хозяйственной деятельности крупных корпораций, исполняя равные с ней требования технологических процессов, качества, обучения персонала, исполнения плана продаж, оперативной отчетности. Данная форма определяет тесные контакты франчайзора и франчайзи, детальные регламентации деятельности и высокие степени ответственности малой компании[18].
Данный вид франчайзинга более обширно представлен в производствах безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от главной фирмы. Так, к примеру, американская Coca-Cola, лидирующая на мировых рынках безалкогольных напитков, а в России уступающая лишь своим конкурентам PepsiCo, начала активные действия на рынках в России в 1995г.
4) Деловой франчайзинг именуют «франчайзинг бизнес-формата». При данном методе франчайзоры продают лицензии частным лицам или иным фирмам на права открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продаж покупателю набора продуктов и услуг под именем франчайзора.
Так, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включения малой компании в полные производственно-хозяйственные циклы крупной корпорации. Едва ли не самый известный вид франчайзинга, при котором ведущая компания продает лицензии частным фирмам или фирмам на право открытия собственной компании по продажам продуктов и услуги под именем франчайзора (к примеру, прокат и бытовые обслуживания, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населениям, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны большой корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическим процессам, качеству, а также обеспечиваются обучения персонала, выборы площадок строительства компании, иные услуги (методы обеспечений продаж, ведения оперативной отчетности и т.п.).