Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата, например при изготовлении игрушек, в уборке, в самообслуживании и др. Ребенок этого возраста может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Отдаленные цели ставит взрослый. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели. Например, если предстоит сложная работа, ребенок не может удержать цель, забывает её. Взрослый помогает ему тем, что делит весь процесс труда на короткие промежутки и на каждом таком этапе ставит цель.
Особое внимание в данной работе будет отнесено содержанию программ «Детство» и «От рождения до школы» и их программно-методическому обеспечению по проблеме ознакомления детей среднего дошкольного возраста с трудом окружающих взрослых.
Одной из задач воспитания и развития детей в средней группе в рамках образовательной области «Труд» в программе «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева) является: формирование у детей отчетливых представлений о роли труда взрослых в жизни общества и каждою человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющего основные потребности человека в пище, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, отдыхе; через знакомство с многообразием профессий трудовых процессов, доступных для детского понимания).
К старшему дошкольноо возраста развитие интереса дошкольников к труду взрослых происходит уже не только через расширение круга знаний и представлений о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека, о труде как социальном явлении, обеспечивающими потребностями человека в совершенствовании рукотворного мира, изменении мира профессий. Дети седьмого года жизни должны уже осознавать, что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд, которым созданы все материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни. Детям не только рассказывается о новых профессиях, но они еще и узнают о личностных качествах, которые нужны людям, чтобы быть успешными к профессии, им объясняется значимость образования человека при выборе профессии. Программа «Детство» предполагает развитие интереса детей дошкольного возраста к труду взрослых не только через знакомство с профессиями людей и значимостью этих профессий. Вся программа пронизана убеждением детей в том, что все вещи созданы именно в результате трудовой деятельности. Труд имеет большое значение для благополучия жизни человека. [12]
В примерной образовательной программе ДО «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы) вопросы, которые связаны с трудовым воспитание освещаются в разделе «Социально-коммуникативное развитие», где выделяются основные задачи и цели, среди которых представлены достаточно подробно задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков самостоятельности, самообслуживанию, формированию положительной установки к различным видам творчества и труда, воспитанию позитивного отношения к трудовой деятельности, желания трудиться, воспитанию ценностного отношения к труду других людей и собственному труду, а так же его результатам, формированию умений ответственного отношения к порученным заданиям (желание и умение доводить дела до конца, стремление сделать хорошо), а также формирование у ребенка первичных представлений о труде окружающих взрослых, его роли жизни каждого человека и в целом общества.
Далее эти цели в программе конкретизируются относительно каждой возрастной группе, где в основном раскрываются через виды труда (труд в природе, самообслуживание, общественно-полезный труд, культурно-гигиенические навыки). Начиная с группы раннего возраста, внимание уделяется уважению к труду окружающих взрослых, соответствующее содержание определено конкретно для каждой возрастной группы, именно здесь формулируются задачи по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых. К примеру, уже в группах раннего возраста в основном поощряется интерес детей к деятельности и труду взрослых, внимание обращается на то, что взрослые делают, зачем они выполняются эти действия, а после дети узнают и начинают называть эти действия. В младшей группе дошкольников формируется позитивное отношение к труду взрослых, описываются понятные им профессии (музыкальный руководитель, воспитатель и его помощник, повар, строитель, продавец, шофер, врач), обогащаются и расширяются представления детей о результатах труда, трудовых действиях, воспитывается уважение относительно людей, занимающихся знакомыми профессий, у них воспитывается бережное отношение к результатам их труда, а так же дошкольники оказывают помощь взрослым. В средней группе детей продолжают знакомить с профессиями близких для него людей, подчеркивая при этом значимость их труда, формируют к профессиям родителей интерес. Еще больше расширяются представления дошкольников о труде взрослых, о результатах труда и общественной значимости в старшей группе, где сформировано бережное отношение к тому, что производится руками человека, детям прививается чувство благодарности к взрослым за их труд.
В данной программе трудовое воспитание является одним из обязательных компонентов развития основных способностей дошкольника, наиболее важным средством формирования коммуникативной культуры и социализации дошкольников. В жизнь ребенка трудовое воспитание входит с самого раннего возраста и осуществляется систематично и последовательно. Перед воспитателем ставится задача в постепенном развитии у детей (с учетом его возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение данных задач может быть достигнуто только двумя путями: благодаря ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, а так же их непосредственное участие в посильной трудовой деятельности дома и в ДОУ. Особенно при этом подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью трудовой деятельностью, его социальной значимостью, формирования уважительного отношения к людям, занимающимся трудовой деятельностью. При всей универсальности выбранной программы в целом все ее разделы, где на занятиях дошкольники знакомятся с трудом взрослых, способны дать лишь малое недостаточное представление о профессиональной деятельности окружающих взрослых, а в разделе «Игра» эта задача вовсе не ставится.
Таким образом, в процессе наблюдения за трудом взрослых у детей должны проявляться чувства восхищения. С этой целью необходимо давать дошкольникам эмоционально насыщенные и красочные сведения об особенностях труда человека-труженика. Это способствует закреплению и повышению у ребенка желания бережно относится к результатам труда взрослых, об этом говорится в работах Л.А. Венгера [6].
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями в психолого-педагогических исследованиях
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.