Более того, чтение служит необходимейшей основой для развития учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся, их познавательных универсальных учебных действий (по ФГОС), так как оно предоставляет уникальные возможности получения знаний и представлений о способах деятельности из абсолютно разных источников информации, в том числе и электронных, если учитывать, что в современном мире электронные источники все больше вытесняют бумажные носители информации.
Также чтение – это уникальный и удивительный способ познания окружающего мира, который несет ребенку множество новых открытий и впечатлений [9, с. 207–219].
Стратегия выборочного чтения поможет маленькому человеку отыскать нужную и важную информацию.
Выборочное чтение, как правило, осуществляется в двухскоростном режиме, что применяется на уроках русского языка:
— текст, не несущий какой-либо существенной информации, просматривается бегло, очень быстро, без его запоминания, а также без анализа и выводов – до существенной информации.
— по существенным словам и словосочетаниям читатель оценивает значимость прочитанной информации, и далее он уже применяет иную стратегию чтения, весьма сходную со стратегией так называемого аналитического чтения [35, с. 293].
Для успешного обучения чтению учащихся начальных классов, в частности, обучения выборочному чтению, а также подбора эффективных заданий педагог должен учитывать следующие важнейшие особенности развития ребенка:
— репрезентативную систему ученика,
— затруднения в чтении и их причины: боязнь ошибиться;
— потеря интереса к чтению за счет однообразия заданий и текстов;
— регрессия, узкое поле чтения;
— недостаточный запас лексики, «угадывание» слова;
— чтение по слогам, затрудняющее целостное восприятие слова;
— быстрая утомляемость;
— развитие удерживающей памяти.
Постановка и решение комплексных задач, соединение разных видов речевой деятельности при обучении чтению на основе внутрипредметных связей способствует развитию универсальных учебных действия и расширению картины мира ученика [9].
Обучение выборочному чтению на уроках литературы и русского языка должно в обязательном порядке соответствовать возрасту учащихся, их способностям и индивидуальным качествам. Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте дети лучше воспринимают любую информацию посредством игровой деятельности.
Таким образом, младший школьный возраст является важнейшим возрастом в жизни человека, можно даже с уверенностью сказать, что этот возраст определяет дальнейшую судьбу человека, его жизненные ценности и установки. Именно в этом возрасте закладывается культурный и идеологический, психологический фундамент, который будет оказывать сильнейшее влияние на дальнейшее развитие человека.
Поэтому, развивая основополагающие навыки по формированию у ребенка приемов чтения, педагог должен помнить, что в данном возрасте дети очень восприимчивы, информация, которую они получают, откладывается в их долговременной памяти, в результате чего необходимо очень ответственно подходить к подготовке заданий, отбору материала для чтения с целью формирования навыков выборочного чтения (равно как и любого другого виды чтения) на уроках русского языка и литературы в младшем школьном возрасте.
Проблема обучения младших школьников выборочному чтению на уроках русского языка.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.