Также мотивация учебной деятельности включает в себя и самооценку, поскольку она необходима для регуляции поведения учащегося и анализа его поведения. Формирование мотивации учебной деятельности жизненно необходимо, поскольку правильное развитие личностной мотивационной сферы в дальнейшем влияет и на другие стороны жизни личности учащегося.
1.2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов
Соотношение познавательных и профессиональных мотивов в структуре учебной мотивации студентов, по мнению Н. А. Бакшаевой, А. А. Вербицкого, состоит в следующем:
познавательные и профессиональные мотивы рассматриваются как противоположные в иерархической структуре мотивов учения студентов;
доминирование профессиональных мотивов над познавательными может привести к узкой специализации студента, вынужденному ограничению кругозора будущего профессионала, по этой причине познавательные и профессиональные мотивы выступают как взаимоисключающие в развитии структуры мотивации учебно–профессиональной деятельности студентов;
профессиональные мотивы имеют статус ведущих в мотивации учебно–профессиональной деятельности студента, поскольку профессиональные мотивы более активно влияют на эффективность учебно–профессиональной деятельности студентов;
имеет место взаимосвязь познавательных и профессиональных мотивов: преобладание в структуре познавательных интересов студента специфических, направленных на предмет будущей профессиональной деятельности, служит показателем сформированности профессиональной направленности [2, с. 96-98].
Мотивация, связанная с профессиональным интересом в процессе овладения профессией, выступает в качестве ресурса и предпосылки для становления профессионала. Для студента важны устойчивые профессиональные мотивы учебной деятельности и вполне адекватные представления о своей будущей работе. В этом случае обучающиеся будут стремиться к постоянному развитию креативности, нацеленной на получение нового знания и формирования профессионально важных качеств (там же).
Профессиональные мотивы по существу являются видоизмененными мотивами выбора профессии, поскольку зависят от того, как произошло знакомство с профессией, как организован образовательный процесс в конкретном вузе. В процессе обучения мотивационная сфера студентов меняется: появляются новые мотивы, претерпевают изменения сформированные, происходит переоценка значения отдельных мотивов, изменение структуры мотивов.
Развитие профессионально–ориентированной мотивации студентов определяется динамикой развертывания содержания деятельности студентов – собственно академической, квазипрофессиональной, учебно–профессиональной.