Патриотическая культура для дошкольника является частью общей культуры человека, поэтому приобщение к истории родного края должно быть неотъемлемой частью становления личности ребенка, начиная с раннего возраста. А введение детей в мир отношений между людьми в обществе и формирование представлений о культуре своего народа надо начинать со старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, возникла потребность в теоретическом обосновании и методической разработке проблемы патриотического воспитания основ личностной культуры детей, связанной с общечеловеческими духовными ценностями. Культурные ценности не должны быть основаны на идеологии, а должны вытекать из человеческой природы [3, с. 45].
В любом обществе, считает С.А. Козлова, нравственные ценности воплощены в культуре, обычаях и традициях народов и подкрепляются ими. То же самое относится и важным человеческим чувствам – ответственности, гражданственности, любви к родному краю. Ребенок, живущий в условиях взаимодействия культур, по мере своего развития учится уважать человеческую жизнь: ведь все самое лучше в культуре каждого народа имеет общечеловеческое значение [2, с. 76].
Теоретические основы воспитания любви к родному краю связаны с усвоением культуры межличностного общения в процессе деятельности, с анализом различных подходов к определению сущности феномена патриотическая культура в контексте эмоционально-поведенческих проблем. Для этого необходимо рассмотреть психологические аспекты воспитания эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к сверстникам, изучить проблему формирования взаимоотношений детей. На этой основе определены принципиальные позиции в решении проблемы патриотического воспитания дошкольников.
При всем разнообразии трактовки понятия «любовь к родному краю» (Ю.В. Бромлей, Р.Т. Гарданов, В.С. Мухина, А.П. Оконешникова, О.О. Сулейменов и др.), мы придерживаемся точки зрения о том, что основа патриотического воспитания формируется в семье. Жизнь ребенка в семейной микросреде позволяет ему «впитывать» культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет народные игры, следует народным традициям и обычаям. Все создает базу для воспитания высших чувств – чувство дома, чувство родства, чувство любви к родному краю [14, с. 26].
В становлении личностных качеств имеет значение гармоничное развитие интеллектуальных и эмоциональных процессов. Ребенок не может в полной мере уважать других людей и справедливо поступать по отношению к ним, если он не понимает их, не знает их образа жизни.
Изучая закономерности становления патриотического сознания ребенка, ряд психологов (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Р.А. Курбанов, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, Е.А. Панько, К.Д. Ушинский и др.) прослеживают взаимосвязь этапов осознания ребенком себя как социального индивида и его развивающейся потребности в признании со стороны окружающих. Твердая убежденность в общности с другими людьми, уверенность в способности к тому или иному виду деятельности, чувство собственной значимости — необходимые компоненты патриотического самосознания [8; 9; 17].
Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям на основе освоения культурного пространствазауралья
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.