Например, А.Кондратюк подчеркивает актуальность принципа связи теории и практики. Известно, что теория и практика в обучении — две неразрывно связанные стороны единого процесса познания. В ходе обучения будущий специалист должен усвоить не только теоретический материал, но и овладеть способами его применения на практике, научиться эффективно использовать его в практической деятельности [11].
В свою очередь, А. Коржуев, Ф. Науменко и В. Попков считают более важным для высшей школы дидактическим принципом профессиональную направленность. Данный принцип предполагает, во-первых, уже с младших курсов включения в программы обучения предметов, обеспечивающих студентов профессиональными фундаментальными знаниями и, во-вторых, уделение внимания практическим способам деятельности и производственной практике, аналоги которых будущие специалисты будут выполнять [12, с. 51; 7, с. 15].
Ф. Науменко выделяет еще один отличный для высшего образования дидактический принцип — дифференциацию образования как по уровню, так и по специальности, ведь профессиональные цели и интересы выходят в высшей школе на первое место. По его мнению, важным является и принцип единства дидактического и научного в организации педагогического процесса, который «состоит в том, что академическая деятельность студентов с первого года обучения сочетается с его участием в научной работе» [7, с. 17], ведь, во-первых, высшие учебные заведения готовят не только будущих специалистов, но и новое поколение преподавателей; вторых, научная работа способствует углублению профессиональных знаний студентов; в-третьих, занятия наукой приучают человека к самообразованию.
Кроме того, некоторые исследователи принципов дидактики высшей школы (А.Бондар, Ф.Науменко) называют принцип гармоничного сочетания специализации с интеграцией, имея в виду воспитание всесторонне развитого специалиста, ведь, с одной стороны, мы наблюдаем дифференциацию, а, с другой, происходит интеграция наук и их взаимопроникновение [1, с. 5, 5, с. 53].
Отметим также, что в дидактике высшей школы существуют и особенности интерпретации некоторых общих дидактических принципов. Так, принцип воспитания и развития личности в процессе обучения содержится требование подготовки высококвалифицированного специалиста, отмечают Л. Грищенко и В. Загвязинский [4, с. 53].
Таким образом, проведенный историографический обзор позволяет сделать выводы о том, что:
— принципы обучения действительно можно считать одним из базовых понятий дидактики;
— они являются важной и актуальной дидактической категорией;
— принципы обучения является предметом исследования большого круга ученых;
— прослеживается наличие различных подходов к определению учеными количества принципов обучения, их содержательного наполнения и путей реализации на практике.
Принципы обучения, сформулированные Я.А. Коменским, стали основополагающими для разработки принципов другими авторами.
Принципы обучения и их развитие в истории и современной педагогике
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.