Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Применение наглядных методов обучения в детском саду

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Закономерное обоснование принципа наглядности получено сравнительно недавно. Его основу составляют следующие конкретно обоснованные научные закономерности:человеческие органы чувств обладают различной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наиболее чувствительны — органы зрения. Исследования показали, что органы зрения «дают» пять раз больше информаций, чем слуховые органы, и в 13 раз больше чем тактильные органы; информации, поступающие в мозг из органов зрения, не требует значительных перекодировании, они запечатлеваются в человеческой памяти легко, быстро и основательно [4, С. 198].
В современной дидактике понятие наглядности относится к разным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один вид наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. В ходе изучения природы, например, наиболее целесообразно применение натуральных объектов и изображений, близких к натуре, а на уроках грамматики — условных изображений отношения между словами с помощью дуг и стрелок, путем выделения частей слова различными цветами. Часто появляется необходимость использования различных видов наглядных средств в ходе ознакомления с одними и теми же вопросами.
Является важным целенаправленное использование наглядных материалов, не загромождать уроки их избыточным количеством, ибо это может помешать обучающимся, сосредоточиться и обдумать самые главные, существенные вопросы. Такое использование наглядности в учебном процессе не приводит к успеху, а скорее вредит и усвоению новых знаний, и развитию обучающихся.
Когда учащиеся обладают необходимыми образными представлениями, следует применять их для формирования понятий, для развития отвлеченных мышлений учащихся. Это правило относится кроме средних и старших классов, и к младшим классам. Опираясь на восприятие учащимися младших классов множеств и взаимоотношений между ними, необходимо уже в первом классе последовательно переходить к обобщению наглядных отношений, при этом добиваться их понимания в отвлеченном плане. Например, выполнив умножение и деление на квадратиках или кружочках в пределах двух десятков, нужно перейти к выяснению связи умножения и деления, взаимно обратных отношений между этими математическими действиями [2, С. 12].
В практике обучения применение наглядных материалов сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и наглядных средств, несмотря на их многообразие, имеют несколько основных форм. Одна из форм является то, что при посредстве слова педагог руководит наблюдениями, которые ведут учащиеся, а знания о внешней форме объекта, о его строении, о происходящих процессах обучающиеся получают из объектов, которые они наблюдают. К примеру, на уроках учитель объясняет: «В этой склянке — соль. Рассмотрите ее внимательно. Каких физических свойств имеет это вещество?» — «Соль -белого цвета, соленая на вкус», — отвечает ученик. «Что с ней происходит в воде?», — обращается к классу педагог, проводя опыт. — «Она растворяется в воде», — отвечают учащиеся.
В другой форме сочетания, которая резко отличается от только, что описанной, данные о предметах и процессах обучающиеся получают из устных объяснений педагога, а наглядные средства используются для того, чтобы подтвердить и конкретизировать словесных сообщений. В этом случае, на уроке, изучения той же теме (поваренная соль), учитель сам объясняет ее физические свойства и на опыте показывает эти свойства.
Необходимо отметить, что первая из описанных форм сочетания наиболее эффективна не только для усвоения нового материала, но и для развития наблюдательности, особенно у дошкольников. Превосходство первой формы проявляется тогда, когда проводится подробный анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку при использовании другой формы сочетания требуется меньше времени, можно использовать эту форму, когда осуществляется сравнительно «грубый» анализ объекта.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.