В 3-4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в деятельности. Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает слова по числу, времени. Умеет отвечать на вопросы, используя простую форму предложения. Высказывается в 2-3 предложениях о значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. Девочки по всем показателям превосходят мальчиков: словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.
1.3 Цель, задачи овладения словарем в младшем дошкольном возрасте
Словарь ребенка-дошкольника пополняется и расширяется за счет знакомства с окружающей действительностью, правильного отношения к окружающему. Важно не только освоить значение слова, но и уметь применить их в словосочетаниях, предложениях, в связном высказывании. Поэтому перед педагогами стоит главная задача – это способствовать переводу слов из пассивного словаря в активный. Необходимы педагогические усилия для того, чтобы обеспечить введение в речь дошкольников слов, которые усваиваются ими с трудом или используются в искаженном виде.
Словарная работа в дошкольных образовательных учреждениях проводится в ходе воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками. Очень важно, чтобы усвоение новых слов для дошкольника проходило систематично, где педагог бы управлял данным процессом и обеспечивал правильность и полноту освоения слов.
На сегодняшний день выделяют следующие задачи по развитию словаря у детей-дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях: