Чтение с процессуальной точки зрения имеет технические аспекты, связанные с функционированием автоматизированных зрительно-речемоторно-слуховых связей языковых явлений с их значением. Именно благодаря наличию и корректному функционированию этих связей происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом, и, в конечном счете, реализация коммуникативного умения чтения [2; 4 и др.]. Такой же точки зрения придерживаются и зарубежные ученые [15; 17; 18; 19 и др.].
Поскольку объектом нашего исследования является процесс обучения чтению на старшей ступени, кратко рассмотрим психолого-педагогические доминанты развития учащихся старшей ступени обучения и определим основные требования в области обучения чтению.
С психологической точки зрения обучающиеся старшей школы относятся к периоду юношеского возраста, который является промежуточным между детством и взрослостью и детерминирует особенности психики учащихся 10-11 классов. Достижение адекватности развития познавательных процессов выполнению практически всех видов умственной деятельности, характерных для взрослого человека, является сущностью познавательной составляющей, представляющей собой приоритетный компонент развития обучающихся старшей школы. Для мыслительной деятельности учащихся 10-11 классов становятся характерными такие характеристики, как активность и самостоятельность. Характеристика активности мыслительной деятельности заключается, в частности, в стремлении к обобщениям, поиску общих закономерностей, законов и принципов, развитию теоретической мысли. Также происходит формирование способности мыслить логически, рассуждать теоретически, проводить самоанализ.
В области изучения иностранного языка данный этап обучения характеризуется совершенствованием способности учащихся к обогащению словарного запаса с использованием различных приемов, расширению их потенциального словаря и лингвистических знаний. Самостоятельное применение обучающимися старшей школы иностранного языка в качестве средства получения новой информации, способствует расширению их информированности в различных областях знания и является доминирующим моментом. Поэтому ведущим видом речевой деятельности на данном этапе становится чтение, а ведущим видом работы — извлечение информации из текста и ее смысловая переработка [21, с. 12-15].
В процессе обучения иностранным языкам на старшей ступени учету подвергаются различные стороны образовательного процесса, а также механизмы психического и коммуникативного развития школьников. Получают дальнейшее развитие все виды чтения. Письмо продолжает использоваться как средство подготовки устных высказываний и информационной обработки текста.
Целью обучения чтению в старшей школе является, согласно ФГОС ООО, формирование умений читать про себя и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Цель находит свое выражение в следующих задачах обучения чтению.
В процессе чтения учащиеся должны:
а) понимать основное содержание разножанровых аутентичных частично адаптированных текстов, при этом отдавая приоритет основной идее текста и наиболее существенным для его содержания фактам и игнорировать второстепенную информацию;
б) понимать содержание аутентичных текстов на уровне общего содержания и его деталей с использованием всех известных приемов смысловой переработки текста с возможным обращением к словарю;
в) просматривать аутентичный текст и находить информацию, которая требуется в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
В содержание обучения чтению на старшей ступени входят следующие компоненты: лингвистический (языковой и речевой материал); психологический (система навыков и умений чтения в виде действий и операций по усвоению содержания читаемого текста); методологический (стратегии чтения).
Итак, чтение, как и любой вид иноязычной речевой деятельности, имеет целевую, задачную и содержательную составляющие, которые позволяют дать ему полную методическую характеристику.
Приемы обучения информативному чтению на уроке английского языка в старшей школе
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.