В этом же промежутке автор зафиксировал первое появление в речи ребенка таких самостоятельных образований, как: «раскрылился», «вокзалский», «столбинный», «коровный» и проч. Период от трех с половиной до четырех лет автор характеризует как активное собственное словообразование в области существительных, прилагательных, глаголов. Интенсивно образуются существительные с суффиксами действующего лица (-щик, -тель, -ец), отвлеченных понятий (-ень), детенышей (-еныш), прилагательные с суффиксами принадлежности (ин, -ов, -н), глаголы с приставкой -раз со значением «обратно, наоборот» и т.д. В этот период наблюдается увеличение таких новообразований как «рыбеныш», «едалыцик», «сучавый», «рыбиный», «настрашнит», «намачиваю» и т.п.
При этом А.Н. Гвоздев указывал на широкую распространенность и психолингвистический механизм детских образований по аналогии. Примерно от четырех лет до четырех и восьми месяцев ребенок активно постигает образование существительных от глаголов (без суффиксов), от прилагательных (с суффиксами женского рода -их, -иц, -овк), использует новые суффиксы для обозначения детенышей (-ят), отдельных особей (-инк), собирательности (-енник). Отмечены случаи образования прилагательных от наречий (-ав, -яв), для обозначения признака принадлежности используются суффиксы -н, -ов, -овн [29].
Словообразование глаголов характеризуется большой вариативностью используемых приставок (-при, -от, -на, -обо, -про, -со и т.д.), а также возможностью чередования фонем: «толчился» — толкался, «залавливали» — давили. Количество образований по аналогии при этом не уменьшается, но начинает носить более сложный характер: «науродовал», «обокрашу», «поченитый стул», «намолочил ложку», «по-самоварьему» и проч.
В возрасте примерено пяти лет отмечаются первые случаи сложного словообразования (например, «рыбьежирная»). В промежуток с пяти до шести лет ребенок совершенствуется в суффиксальном, префиксальном и смешанном способах словообразования, постигая вариативность морфем в разных частях речи. Результатом являются как не совпадающие с взрослым языком, так и нормативные слова. При этом они все чаще образуются смешанным или даже сложным способами. К шести — семи годам ребенок начинает прибегать к словообразованию в тех случаях, когда не знает необходимого названия или считает его недостаточно точным. В остальных случаях результаты самостоятельного детского словообразования совпадают с общепринятыми вариантами языковой нормы. Одними из наиболее поздно усваиваемых А.Н. Гвоздев назвал случаи приставочного образования существительных, сложных прилагательных, наречий сравнительной степени, образования глаголов от существительных и прилагательных суффиксально-префиксальными способами.
Обобщая данные А.Н. Гвоздева, можно сделать вывод, что в период до трех лет ребенок осваивает употребление суффиксов уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. Суффиксы для обозначения предметов по действию, качеству употребляются лишь в единичных случаях. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после трех лет и растягивается на весь дошкольный возраст. В связи с этим исследователи отмечали, что «усвоение словообразования происходит в более позднем возрасте, чем усвоение тех морфологических элементов, посредством которых обозначаются разнообразные синтаксические отношения. Это свидетельствует об относительно большей трудности усвоения словообразования».
Исследования большинства ученых подтверждают тот факт, что примерно в пятилетнем возрасте ребенок начинает образовывать неологизмы и конвенциональные формы в большом количестве и на различном материале. При этом используются не только существующие деривационные аффиксы, но и их заместители и даже бессмысленные звукокомплексы (Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А. М. Шахнарович и др.).
С шести-семи лет дошкольники чаще пользуются готовыми лексическими единицами, прибегая к словообразованию в двух случаях: при дефиците времени или при отсутствии в словаре нужного слова. Другими словами, «на более поздних этапах лексический уровень занимает ведущее место, а словообразовательный — обеспечивает актуализацию закрепленных в сознании универбов».
Таким образом, актуальность изучения словообразовательных компетенций у старших дошкольников очевидна. Высокий уровень словообразовательной компетенции способствует формированию общей культуры личности воспитанников, помогает в развитии их нравственных, социальных, интеллектуальных качеств, а также в формировании предпосылок учебной деятельности, что является одной из основных задач, определенных ФГОС ДО.
Исследование механизмов овладения словообразовательным компонентом языковой способности дает основание утверждать, что дошкольники на бессознательном уровне овладевают словообразовательными закономерностями родного языка и пользуются ими в своей повседневной речевой практике. Сам процесс овладения данными языковыми законами до конца не изучен, не раскрыты особенности механизмов, на которых держится данная языковая способность.
Приемы формирования представлений о словообразовательной системе русского языка у детей ст. дошк. возраста
- Diplom777
- Русский язык
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777