В период, когда ребёнок поступает в школу, на него начинает оказывать влияние перестройка познавательных процессов. Ребёнок начинает приобретать те качества, которые в наибольшей степени свойственны взрослым. Все это начинает происходить по причине того, что у ребёнка младшего школьного возраста появляются новые виды деятельности и системы отношений, которые требуют от ребёнка новых психологических качеств [7, с. 21]. Рассматриваемый нами возрастной период является интенсивным в развитии всех активности школьников.
Стоит отмечать, что яркие отличительные черты наблюдается именно на данном возрастном периоде. В этом периоде, детям в большей степени присущ интерес и активность наиболее низкого уровня [4, с. 72]. Специалист Н.Г. Морозова отмечает, что в интересах младших школьников нет специфичного для конкретного предмета и сравнивая характер познавательных интересов, которые характерны для детей в этом возрасте с теми интересами, которые могут появляться у других детей при переходе их в средние классы [10, с. 304].
Детей привлекает одно, овладение точными умениями и навыками, ознакомление с новым материалом, преодоление трудностей, а также получение удовольствия от интеллектуального напряжения. При этом детей, которые отличаются высокой степенью успеваемости, привлекают их даже самые сложные предметы, проявляя всплеск интереса и интеллектуальную активность.
Особенности познавательной активности детей младшего школьного возраста в первые годы обучения развиваются очень заметно, особенно это касается познавательного интереса, желания узнать новое в большем объёме.
Касаемо познавательного интереса младших школьников стоит отмечать, что если в первых классах они интересуются вопросом «что это?», то становясь старше вопросы «почему и как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике.
С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы. Но, несмотря на это, в младшем школьном возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок закончился или когда ребенок получил сведения, удовлетворившие этот его эпизодический интерес.
Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности.
Среди характерных черт познавательного интереса младших школьников особую значимость приобретает такая черта, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели.
В психолого-педагогической литературе интересы младших школьников характеризуются как интересы с сильно выраженным эмоциональным отношением, что особенно ярко, эффектно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к отношению явлений природы, событий обществ жизни (история), позволяют говорить о многосторонних интересах школьников [2, с. 33].
В развитии познавательного интереса младших школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета.
Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие [3, с. 51].
Для каждого урока формулируется его тема и педагогические задачи, в которых находят отражении вопросы, связанные не только с изучением нового материала, но и с закреплением ранее изученного. В каждом уроке указаны планируемые результаты: предметные, метапредметные и личные универсальные учебные действия. В содержании уроков включен организованный момент, который определяет вес психологический настрой урока. Существуют программы (пример, «Начальная школа XXI век»), где присутствуют нетрадиционные элементы начала урока: рифмованные стихотворения с пожеланиями друг другу успехов, эпиграфы и девизы к уроку, высказывания выдающихся людей, пословицы и поговорки, относящиеся к теме урока. С целью развития логического мышления, внимания и активизации тех вопросов, которые необходимы в работе по теме урока, используются на уроках стихотворения, загадки, кроссворды, ребусы. Данные задания могут использоваться полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике учителем, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовки учеников по математике.
Устный счет — это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер, является неотъемлемой частью в структуре урока математики [13, с. 125].
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит так же и от сформированности универсальных учебных действий.
Таким образом, современный урок математики строится на основе использования технических средств, с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. В ходе урока познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Приемы активизации учащихся в процессе обучения математике в начальных классах.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.