Основу конфликта между учеником и учителем составляет ситуация, которая включает в себя противоречивые позиции сторон или обжалования целей их достижения или несовпадение интересов, что, с остальными, удерживает субъектов возможного конфликта. Но для того, чтобы конфликт начал свое развитие, необходим инцидент, по которому одна из сторон начинает действие, при этом задевая интересы противоположной стороны. Если другая сторона отвечает взаимностью, конфликт из потенциального становится актуальным. [17; 221]
Современная психология выделяет такой ряд основных элементов конфликта:
конфликтующие стороны;
условия, по которым проходит конфликт;
образы в конфликтной ситуации;
действия участников конфликта.
Каждый конфликт, тем более конфликт между учеником и учителем, имеет свои стадии развития:
Недовольство. Это именно та стадия, во время которой происходит формирование противоречий норм, интересов, взглядов, мнений, ценностей и др.
Недовольства переходят к уровню реальных взаимоотношений преподавателя и его ученика (учеников).
Возникает определенное противодействие (ярость, раздражение, повышение уровня тревожности, игнорирование требований и т.д.).
Противостояние — все силы направляются на другого человека, разрываются связи между ними, возникает пренебрежение и оскорбление, и тому подобное. Возникает инцидент, то есть столкновение, которое несет в себе неприятный характер (педагог жалуется на своего ученика и т.д.). Конфликт требует немедленного решения. Таким образом наблюдается деструкция взаимоотношений между педагогом и учеником на эмоциональном, поведенческом и даже когнитивном уровнях. [7; 12] Начало откровенного противостояния — это результат именно конфликтного поведения, то есть действий, направленных на захват или удержание объекта, или же принуждение оппонента отказаться от его целей или изменить их.
Такое поведение бывает:
активно-конфликтным (вызов),
пассивно-конфликтным (ответ на этот вызов),
компромиссным,
компромиссно-конфликтным.
В зависимости от установок и поведения сторон конфликт приобретает логику своего развития, создавая причины для его углубления или разрастания.
Во время этой стадии развитие конфликта охватывает следующие фазы:
Переход в открытое противостояние сторон. На данной фазе конфликт еще является локальным, ведь борьба проходит по ограниченным ресурсам и еще существуют возможности разрешению проблемы другими методами;
Расширение границ противоборства. Для достижения своей цели соперники используют новые ресурсы, допуская возможность найти какой-то компромисс. Конфликт становится непредсказуемым, им уже невозможно управлять. Вершина конфликта. Стороны, конфликтуют, забывают об истинных причинах и цели. Главной целью является нанесение максимальных потерь противнику. Интенсивность и протяженность напрямую зависит от целей установок обеих сторон, методов ведения борьбы и др.
На стадии разрешения конфликта возможны различные варианты развития событий:
горячей борьбы до полного поражения одной из сторон;
затягивание противостояния из-за недостатка ресурсов;
уступки сторон; прекращение конфликтной ситуации под действием третьей стороны, и тому подобное.
Конфликт между учителем и учеником может продолжаться до тех пор, пока не будет создано надлежащих условий для его прекращения. [4; 203]
Такими условиями могут быть:
уход или исчезновение объекта конфликта;
замена объекта конфликта другим;
замена позиций одной из конфликтующих сторон;
поддержание потока новой информации от объекта;
недопущение к взаимодействию участников конфликта;
принятие конфликтующими сторонами согласованного решения, и тому подобное.
Наиболее распространенными основаниями возникновения конфликта между педагогом и его учеником в систему «педагог — ученик» являются:
Неспособность педагога прогнозировать поведение его учеников во время урока.
Непредвиденное поведение учеников и их поступки часто нарушают плановый ход урока и вызывает у педагога раздражение и стремление преодолеть этот конфликт всеми подвластными ему способами.
Попытки педагога любыми средствами уберечь свой социальный статус за счет снижения статуса ученика. Учитель прибегает к выражениям низкого стиля («разинул рот», «что ты несешь?», «вытаращил глаза», «развесил уши»). Это является нарушением принципов взаимодействия учителя и ученика и доводит ситуацию до развертывания конфликта;
Оценивание учителем не поступка ученика, а его личности;
Субъективное восприятие учителя поступка ученика, недостаточный уровень информированности о мотивах;
Попытки наказать своего ученика, мотивируя это строгостью и дисциплиной;
Неспособность к самоконтролю (раздражительность, мстительность, грубость, применение не лексических слов и т.д.). Учитель с жестким мышлением конфликтует с учениками. Такие учителя свою придирчивость к детям считают обычной требовательностью, а требовательность учеников к себе воспринимают как посягательство на его бесценный авторитет;
Недостаточный уровень педагогических способностей, то есть их несформированность;
Плохая организация работы в педагогическом коллективе;
Каждый неверный шаг учителя, его ошибка при решении конфликтных ситуаций может травмировать учеников, внушать недоверие к педагогу, и нарушать систему их взаимоотношений. [5; 68]
Невозможно не выделить негативные стереотипы поведения учителей, несущие за собой недовольство учеников учителями и стимулируют развертывание конфликтов:
· Раздражительность из-за ерунды;
· Действия без оснований;
· Использование строгих методов дисциплинирования;
· Распределение учащихся по своим симпатиям;
· Запугивание, угрозы;
· Фиксация внимания на недостатках учеников;
· Образы, которые учитель делает публично;
· Вмешательство в личный мир ученика;
· Вмешательство в личную жизнь ребят;
· Негативная оценка действий других педагогов, их критика при учениках и тому подобное.
Для того, чтобы разгорелся огонь достаточно лишь искры. То же самое происходит и с конфликтом, который может разрастись с маленькой искорки и стать большим пламенем, которое уничтожает на своем пути все живое.
Предупреждение педагогического конфликта в процессе воспитания
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.