Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Предметное содержание и методика преподавания темы Восстание декабристов в средней общеобразовательной школе

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Изучение в школе дискуссионных вопросов исторической науки позволяет ученикам прикоснуться к процессу познания прошлого профессиональными историками, выяснить, какое место в данном процессе занимает объективная реальность, и обсудить, что сами историки привносят в данную реальность. При этом версия историка является формулировкой разрешаемой проблемы и задаёт некоторое поле неопределённости с возможным выходом на решение дискуссионного вопроса исторической науки
Отобранные для обсуждения дискуссионные вопросы должны:
содержать заимствованные у других историков готовые, полноценные факты и находить им новое применение;
быть связанными со смежными, параллельными дискуссионными вопросами и обязательно иметь ответ на выдвинутую версию;
позволять сравнивать прошлое и настоящее;
содержать аргументированное обоснование обсуждаемой версии.
Рассмотрение дискуссионных вопросов позволяет как учителю, так и учащимся понять сложность задачи историка, заключающейся в том, что в историческом настоящем содержательный диалог исторических времён ему приходится вести на языке прошлого. Ученики приучаются вычленять в формулировках исторической версии стиль рассуждений самого историка и стиль мышления людей другой эпохи. Наконец, в процессе рассмотрения дискуссионного вопроса ученики повторяют исследовательский маршрут историка от сбора исторических фактов (установление данных) через их объяснение (классификация и интерпретация) к пониманию исторических процессов (выводы).
Знание исторических фактов (установление данных) является исходным моментом в формулировании гипотезы или версии исторического события, явления или процесса.
Объяснение (классификация и интерпретация) исторического факта выявляет логическую связь между отдельным фактом и некоторым общим утверждением. Объяснения обусловлены множественностью факторов и могут варьироваться в широком диапазоне.
Понимание исторических процессов (выводы) зависит от достаточности фактов, качества их классификации, интерпретации и мировоззренческих установок историка.
Исторический факт может быть установлен на основе причинно-следственной, дедуктивно-номологической и теологической модели.
Причинно-следственная модель позволяет установить неизвестный факт на основе связи между причиной и следствием.
Дедуктивно-номологическая модель позволяет установить неизвестный факт не только на основе причинно-следственных связей, но и на базе знания научных законов вообще.
Теологическая модель выводит исторический факт из анализа цели и намерения участников исторических событий и явлений.
Следовательно, дискуссионный вопрос включает в себя выдвинутую историком версию и полную или частичную аргументацию (критику) предположительного ответа на неё, убеждающую в его правоте всякого, кто принимает его посылки.
При этом учителю необходимо помнить, что непосредственным предметом исследования историка всегда является конкретная историческая действительность. В зависимости от своих взглядов разные историки могут далеко расходиться между собою в определении исследовательской задачи – от простого описания того или иного конкретного события до выявления определённых закономерностей, объясняющих ход событий в известных пространственно-временных рамках. Но во всех случаях в центре их внимания находится человек, в процессе деятельности которого вершится сама история.
Несогласие учёных по изучаемой ими проблеме в исторической науке имеет под собой рациональное основание. Такое понимание позволит обучающимся в дальнейшей жизни избежать расхожей ошибки: считать однозначность конечной целью исследования.
В процессе изучения дискуссионных вопросов приходит осознание учащимися, что подлинная наука всегда относительна, а результаты исследования могут быть дополнены, скорректированы.
Движение декабристов остается одной из самых популярных исследовательских тем в связи с огромным количеством возникающих у исследователей вопросов. Движение декабристов – это годы работы организаций, обсуждения будущего развития России, где подготовка и само проведение восстания 1825 года является лишь верхушкой айсберга. В школьном курсе истории изучению декабристского движения отведено лишь 1-2 учебных часа, которые не позволяют в полной мере осветить становление, развитие и организацию декабристского движения и проведенного восстания, а также его последствий для самих бунтовщиков, императора и развития страны.
Поскольку декабристы не смогли реализовать свои планы, а в тайные общества входили люди с различным мировоззрением, существует множество научных концепций декабристского движения. Одни исследователи видят в нем начало революционного движения, другие – конец эпохи дворцовых переворотов, третьи – первый масонский заговор. Однако большинство соглашается, что восстание декабристов стало этапным пунктом в истории Российской империи, без которого она могла бы иметь другой ход.
На данный момент новейшее декабристоведение развивается в двух направлениях:
уточнение и конкретизация уже известных фактов, поиск и публикация малоизвестных документов, изучение историографических и краеведческих сюжетов;
кардинальное переосмысление движения декабристов, переоценка его роли в истории России и Европы.
Основные дискуссионные вопросы сводятся к определению мотивов деятельности декабристов, их идеологии и оценке декабристских организаций и восстания на Сенатской площади их современниками и историками уже с позиций нашего времени. Современные исследования (Мироненко С.В.) несколько изменяют вектор декабристоведения, поднимая вопрос о случайном и закономерном в восстании на Сенатской площади, и в целом существовании и деятельности декабристских организаций.
2.2. Организация работы школьников в процессе изучения дискуссионных вопросов исторической науки на примере темы «Восстание декабристов»

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜