Мисаренко Г.Г. считает, что для коррекции нарушений письма у ребенка, необходимо сформировать у него двигательный стериотип, закрепить правильное положении руки при написании, снять излишнее мышечное напряжение и развить чувство самоконтроля. Коррекционную работу он рассматривает в виде следующих этапов [14]:
— Сопоставление звука и буквы. Необходимо восстановление ассоциативной связи между буквой и звуком и актуализация графемы.
— Зрительно-пространственный анализ буквы. Эффективность данного этапа будет связана с формированностью у ребенка зрительного и пространственного восприятия.
— Написание буквы.
Выготский Л.С., Левина Р.Е., Гальперин П.Я. выделили значительный принципы логокоррекционной работы по преодолению нарушений письма у младших школьников в общеобразовательных школах[3]:
Патогенетический принцип (принцип учёта механизма данного нарушения).
Виды нарушений письма зависят от нарушенного механизма, поэтому основная задача при коррекции дисграфии является его устранение и формирование психических функций, которые отвечают за нормальное функционирование операций письма.
Принцип учета зоны «ближайшего развития».
Логокоррекционная работа по исправлению нарушений письма должна протекать постепенно. Выполнение заданий может проходить с незначительной помощью педагога.
Принцип системного подхода.
Формирование письма должно проходить с использованием различных методов, направленных на преодоление одного нарушения (дефекта). Так выбор методики должен определяться целью, задачами и общим местом логопедического занятия в системе коррекционной работы[5].
Принцип деятельностного подхода.
Письмо это многоуровневая деятельность, которая включает в себя большое количество операций и по мере их автоматизации создается целостная структура этой деятельности. Основное внимание следует уделить операциональному компоненту речевой деятельности.
Принцип поэтапного формирования психических функций.
При коррекции письма следует выделять определенные этапы работы логопеда. На каждом этапе речевой материал должен усложняться или же следует менять характер задания. Новые задания выдаются на простом речевом материале, затем он постепенно усложняется.
Данные принципы должны быть учтены при выборе направлений коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста. Садовникова И. Н. среди ведущих направлений работы по коррекции дисграфии выделяет следующие [2]:
— Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, понимать и осознавать собственное тело. Необходима тренировка определения последовательности тех или иных предметов, выделение одного звена из общей массы схожих предметов, знаков и изображений.
— Коррекционная работа на фонематическом уровне.
Развитие у детей звукового анализа слов, начиная от простых форм, переходя к сложным формам. Развитие фонематического восприятия, дифференцирую фонемы, имеющие похожие характеристики.
— Коррекционная работа на лексическом уровне.
Обогащение словаря, за счет активизации новых слов и их значения.
Усвоение детьми смысловых оттенков слов, и устранения из словаря слов «паразитов», искаженных и жаргонных слов.
— Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Предполагает, что дети осознают правильное сочетание слов и построение предложения, за счет чего произойдет сокращение ошибочных словосочетаний в речи. Знакомство детей с многозначностью слов, различных синтаксических конструкций синонимами, омонимами и антонимами позволит обогатить их фразовую речь[17].
Все существующие подходы и направления в работе по коррекции дисграфии у младших школьников направлены на совершенствование устной речи и языковых способностей детей. Савина Л.П., Бастуй Н.А., Волоскова Н.Н., Андреева С.Л. говорили о том, что если логопедическую работу начать вовремя, это позволит правильно сформировать речевые функции и преодолеть дисграфию [5].
Для каждого вида дисграфии существует определённый порядок коррекции нарушения письма, но методы работы остаются неизменными, так Л.С. Цветкова выделяет следующие методы:
— метод узнавания звуко-буквы;
— метод схемы слова;
— метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой;
— метод Эббингауза. (Слова с пропущенными буквами);
— метод исправления ошибок (зрительный);
— метод звуко-буквенного анализа;
— структурный метод.
Использование данных методов в процессе коррекционной работы на логопедических занятиях, позволит оказать помощь детям с дисграфией, более эффективно.
Практические методы в коррекции дисграфии младших школьников с ТНР
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.