Таким образом, основными задачами маркетинга персонала являются: исследование рынка для установления текущих и перспективных потребностей предприятия в количестве и качестве персонала; изучение складывающейся ситуации в развитии предприятия и создании новых рабочих мест и требований к сотрудникам; кадровый аудит, поиск и привлечение необходимого персонала. Следовательно, маркетинг персонала определяет базовую основу для системы отбора персонала. [10, с.171-173]
1.3. Внутренний маркетинг персонала
Следует отметить, что внутренний маркетинг персонала сегодня является важной составляющей менеджмента и способом повышения эффективности в работе с персоналом.
Концепция внутреннего маркетинга предполагает отношение к сотрудникам не только как к «инструменту» достижения целей организации и ее руководства, который может быть заменен в любой момент, но как как к клиентам, т. е. с учетом их интересов.
В самом общем виде концепция внутреннего маркетинга включает следующие основные элементы:
мотивированный на достижение общего результата и удовлетворенный собственным положением в организации персонал;
клиентоориентированный подход в работе организации в целом и всех ее структурных подразделений;
использование маркетингового подхода в целом и конкретных маркетинговых инструментов к организационной структуре и деятельности организации;
интеграция работы всех структурных подразделений организации, что предполагает взаимодействие и нацеленность на общий конечный результат.
Таким образом, движущим мотивом внутреннего маркетинга является удовлетворение потребностей сотрудников. Для этого проводится регулярный мониторинг. Наиболее распространенным и доступным инструментарием исследования является анкета опроса персонала. Для получения качественного результата анкета, как и при обычном маркетинговом исследовании мнений потребителей, предполагает наличие нескольких блоков вопросов в основной части.
Анкетирование должно быть направлено как на работающих сотрудников, так и на кандидатов, претендующих на те или иные должности. В результате можно заранее или в случае возникновения необходимости ответить на вопросы соответствия кандидата или работника требованиям к конкретной должности. Так, среди прочих вопросов исследование может ответить на вопросы, связанные с наиболее эффективным использованием сильных качеств отдельных сотрудников. Например, определить, кто может работать в отделе продаж, т. е. взаимодействовать с клиентами, а кому лучше предложить работу, не связанную с непосредственным контактом с клиентами. При анкетировании персонала важно оставлять возможность ответа на открытые вопросы (т. е. вопросы, предполагающие развернутые ответы, высказывание собственных пожеланий).
По результатам исследования мнений персонала в компании может быть внедрена некая форма CRM (Customer Relationship Management), которая предполагает налаживание обратной связи с клиентами и демонстрирует высокую эффективность. [1, с.73]
Внутренний маркетинг подразумевает решение следующих задач:
1) сбор информации по нескольким направлениям: удовлетворенность персонала рабочими условиями; современные тенденции в организации работы специалистов соответствующих профилей; возможные направления поиска квалифицированных работников на рынке труда; современные формы организации управления персоналом и т. п.;
непрерывная работа с персоналом компании по следующим направлениям:
повышение (если есть необходимость);
сохранение высокого качества обслуживания клиентов;
эффективное взаимодействие сотрудников друг с другом;
повышение «командного духа».
3) информирования сотрудников компании о миссии компании и элементах маркетинговой деятельности компании;
4) разработка организационной культуры ;
5) формирование системы профессионального развития персонала и критериев оценки эффективности работы.
Позиционирование в рамках внутреннего маркетинга тесно увязано с подбором персонала как минимум по двум позициям:
интересная, известная и отличающаяся от других организация дает большую мотивацию сотрудникам не переходить к конкуренту, который ничем не отличается от других участников рынка;
всегда есть желающие устроиться на работу в такую интересную организацию, т. е. появляется возможность конкурсного отбора.
К основным показателям, по которым оцениваются результаты внутреннего маркетинга компании, можно отнести следующие:
качественные (улучшение обратной связи с сотрудниками; продуцирование сотрудниками новых идей, направленных на совершенствование работы всей компании; хороший микроклимат в коллективе и т. п.);
количественные (число предложений от сотрудников по совершенствованию работы; количество организованных мероприятий, направленных на формирование «командного» духа; рост положительных мнений сотрудников, полученных в ходе опросов и т. п.);
стратегические (приверженность сотрудников целям и миссии компании; понимание стратегии компании и участие в ее реализации; осознание социальной ответственности компании перед обществом и т. п.).
В целом можно отметить, что внутренний маркетинг является современным и действенным инструментом повышения эффективности работы любой организации вне зависимости от ее размеров и сферы деятельности. [1]