Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Поликультурная компетентность младших школьников

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Особенности поликультурной компетентности младших школьников выражаются в том, что дети в данном возрасте не имеют «штампов» относительно особенностей различных народов, культур, что позволяет детям накапливать объективный теоретический и практический опыт в рамках формирования поликультурной компетентности.
В рамках данного возраста дети легко взаимодействуют с другими народами, при этом беспроблемно усваивают национальные языки, а также анализируют культурные особенности различных народов. С этой позиции важное значение имеет именно целенаправленность и содержательность процесса формирования поликультурной компетентности младших школьников [28].
Поликультурное воспитание младших школьников представляет собой имманентное направление гуманистической социализации личности, способной сочетать в себе национальное достоинство с равносубъектным общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп.
Как отмечает М. Г. Тайчинов, процесс формирования поликультурной компетентности младших школьников должен базироваться на следующих принципах:
толерантность;
осведомленность;
мотивация к познанию.
Организация процесса формирования поликультурной компетентности младших школьников основывается на идее культурного диалога, исходя из принципа культуросообразности, равноправного партнерства в пределах образовательного пространства культурных ценностей различных этносов. Основой идеей в рамках данного целенаправленного процесса выступает формирование мысли о том, что не существует хороших или плохих народов, что каждая культура имеет свои специфические особенности, при этом данные особенности уникальны [8].
Формирование поликультурной компетентности младших школьников характеризуется не только длительностью, но и сложностью, при этом данный процесс базируется на интегрированном применении различных форм работы с целью того, чтобы младшие школьники могли усваивать необходимый материал, а затем использовать его на практике с целью закрепления.
В связи с этим на современном этапе приоритетными направлениями в деятельности образовательных учреждений в поликультурной воспитательной среде, являются:
‒ обучение и воспитание растущего человека в системе ценностей этносоциума, в том числе через трансляцию родного языка и культуры как основы формирования национального самосознания;
‒ приобщение к национальным обычаям, как своего, так и других народов, верованиям народа, духовной, традиционной культуре, характерным для этноса видам трудовой и экономической деятельности, национальным видам одежды, ремеслам;
‒ формирование способностей растущей личности к интеграции через национальное своеобразие культуры народов, проживающих на территории российского государства;
‒ формирование социального опыта и подготовка младших школьников к жизни в определенном социокультурном пространстве;
‒ формирование нравственного облика с учетом общечеловеческих и национальных ценностей [9].
Требования ФГОС НОО позволяют учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, предопределяют воспитание и развитие качеств личности на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава [1].
Формирование поликультурной компетентности младших школьников
представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, который продолжается в процессе всего времени обучения в школе. В этом возрасте у детей происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладывается отношение к ним, происходит их своеобразная «оценка», на основе чего формируются основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.
В процессе становления поликультурной компетентности младших школьников большой потенциал имеет художественно–эстетическая деятельность, которая представляет собой уникальный инструмент духовного воздействия на личность ребенка, силу, облагораживающую его стремления и чувства и область приложения творческих сил и способностей детей.
Уроки изобразительного искусства, художественного труда и музыки могут выступать одним из средств формирования поликультурной компетентности в начальной школе, так как изобразительная деятельность является наиболее привлекательным видом творческой деятельности для учащихся начальных классов и способна приносить учащимся удовольствие от творческого процесса и его результата.
Игровые методы являются наиболее распространенными. Применение игровой деятельности в процессе формирования поликультурной компетентности младших школьников детерминировано тем, что именно игра позволяет детям непринужденно запоминать необходимую информацию, которую в процессе проигрывания ролей можно применять на практике [3].
Отдельное внимание стоит уделять дискуссии, что детерминировано процессом обсуждения проблемных аспектов данного направления работы с детьми. Метод позволяет детям самостоятельно искать необходимый материала, отражающий процесс формирования представлений об этносах.
Итак, нами было определено, что именно в период младшего школьного возраста происходит реализация процесса формирования поликультурной компетентности, поскольку в указанном возрасте дети легко воспринимают необходимую информацию, используют ее на практике, а также не имеют сложившегося мнения относительно иных народов и культур, что упрощает процесс работы.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.