Развитие определенных органов и систем организма ребенка должно быть таким, чтобы адекватно реагировать на воздействия окружающей среды. В противном случае процесс адаптации будет очень напряженный, потому что дети, которые не готовы к обучению, имеют более низкий уровень успеваемости. Треть «неготовых» детей уже в начале года характеризуются неудовлетворительной реакцией на нагрузку со стороны сердечно-сосудистой системы, снижается их вес, они часто болеют и пропускают занятия, а это значит, что они еще больше отстают от сверстников [10, с. 97].
1.3 Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Мотивационный компонент психологической готовности
Проблема психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе особенно актуальна сегодня. Необходимость исследований в этой области обусловлена тем, что число учеников с плохой успеваемостью резко возросло с 15 до 40%, что определяет необходимость поиска оптимальных способов диагностики, подготовки и адаптации детей к школьным условиям.
Большой вклад в проблему готовности к учебной деятельности, в том числе и психологическую, внес Л. С. Выготский.
Д. Б. Эльконин особое место в структуре психологической готовности к обучению в школе отводил сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, а именно:
умение ребенка сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
умение работать по образцу [19, с. 34].
Л. А. Венгер в качестве основных показателей психологической готовности к обучению в школе называл умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Также он указывает, что психологическая готовность к школе предполагает и определенный уровень развития различных познавательных процессов и интересов, т. е. уровень умственного развития [17, с. 9].
Н. И. Гуткина под психологической готовностью к школьному обучению понимает необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По ее мнению, об уровне психологической готовности к обучению в школе можно судить на основе оценки произвольной, интеллектуальной и речевой сферы [7, с. 23].
Ф. А. Сохин, Т. В. Тарунтаева считают, что предпосылкой развития учебных мотивов является формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступать в школу, приобрести почетное положение школьника и развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающихся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнать новое [8, с. 60].
Л. И. Божович в формировании мотивационной готовности важное место отводила сформированности у старших дошкольников познавательной потребности. Она отмечала, что старших дошкольников привлекает учение как серьезная содержательная деятельность, приводящая к определенному результату, важному как для ребенка, так и для окружающих взрослых [18, с.15].
Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивация. Мотивационный компонент психологической готовности к обучению включает в себя степень развития мотивации (мотивы познавательного и социального обучения, мотивы, непосредственно связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми), развитие произвольного поведения, которое проявляется в умении ставить цели, планировать деятельность, осуществлять контроль и внутреннюю позицию учащегося [16, с. 84].
Ребенок мотивационно готов к школе тогда, когда его не привлекают атрибуты школьной жизни: учебники, портфель, форма, но привлекает возможность получить новые знания, которые включают развитие познавательных интересов. Будущий школьник должен произвольно контролировать свое поведение, познавательную деятельность, которая становится возможной благодаря сформированной иерархической системе мотивов. У ребенка должна быть развита учебная мотивация.
Мотивация также включает в себя определенное развитие эмоциональной сферы ребенка. В начале школьного обучения ребенок должен был достичь относительно хорошей эмоциональной стабильности, на основе которой возможно развитие и протекание образовательной деятельности.
Для создания мотивирующей готовности учиться у детей старшего дошкольного возраста должен соблюдаться принцип комплексного подхода. Это означает, что учителя и родители работают вместе.
Чтобы повысить готовность детей учиться в школе, учителям подготовительной группы важно учитывать следующие рекомендации: поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы и предоставлять новую информацию. Очень важно развивать в ребенке веру в свои собственные силы, повышать его самооценку. Для этого часто нужно хвалить ребенка в классе, не ругать за ошибки, а просто показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат. Необходимо развивать у ребенка навыки общения: учить ребенка дружить с другими детьми, делиться с ними успехами и неудачами. Все это пойдет ему на пользу в социально сложной атмосфере школы.