Огромную значимость имеет развивающаяся мыслительной, когнитивной деятельности: возможность целенаправленного смыслового запоминания и воспроизведения информации, плановому восприятию предметов и явлений, произвольному решению намеченных когнитивных и практических задач и др.; а также, совершенствование когнитивной деятельности: четкости ощущений, полноты и дифференцированности перцепции, стремительности и четкости запоминания и воспроизведения; кроме того, формирование у дошкольника познавательного интереса к окружающему миру, действие познавательных мотивов в школьном обучении.
Отечественные психологи Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер делали акцент на том, что развитие у старших дошкольников любознательности, познавательных интересов, учебных мотивов и учет школьных правил в поведении, развитие позитивных взглядов на школу, интереса к чтению представляют собой основу для формирования у школьников устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школе подразумевает также освоение дошкольниками компонентов учебной деятельности.
К началу школьного обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения ребенок должен освоить основные составляющие учебной деятельности: способность понять доступную учебную задачу, действовать в соответствии с инструкцией педагога, достигнуть результата деятельности на основе предложенных педагогом методов действия, навык рефлексии за деятельностью, поведением, возможность оценивания собственной деятельности и деятельности сверстников.
Значимой составляющей интеллектуальной готовности дошкольника к школьному обучению является достаточно высокая степень сформированности речевой деятельности. Правильное звукопроизношение, богатый словарный запас, навык выстраивания связного, грамматически правильного высказывания, культура речевого общения — все это является необходимым фактором продуктивного школьного обучения.
В состав интеллектуальной готовности включена также обширная область знаний, умений и навыков в сфере начальных математических представлений, родного языка, первых основ грамоты. Нужно отметить, что важность описанных знаний, умений и навыков для школьного обучения напрямую связана с тем, на чем они базируются и в какой степени адекватно сформированы. По мнению многих ученых, (А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин, JI.Е. Журова, Н.И. Непомнящая и др.), формирование первичных представлений в области грамоты и математики в детских садах должно развивать у дошкольников представления ориентировку о величинах и звуках родной речи, формируя фундамент для перехода к предметному обучению.
Физическая готовность ребенка к школе состоит из множества элементов, таких как определенный уровень здоровья дошкольника, закаленность, развитая выносливость и работоспособность организма, определенная степень развития иммунитета. Также сюда относится определенный уровень морфологического и физиологического развития в соответствии с возрастом, сформированная моторика. Большое значение придается развитию мелкой мускулатуры кисти руки как необходимой предпосылки для освоения письма. Физическая готовность к школе включает также освоение культурно-гигиенических навыков, развитие навыка соблюдения норм личной гигиены.
Физическая готовность представляет собой важную составляющую развития у дошкольника школьной зрелости.
Для определения «школьной зрелости» применяется многофакторный анализ, включающий диагностику состояния здоровья и соответствия биологических показателей возрастной норме (антропометрические показатели, развитие опорно-двигательной, дыхательной и сердечнососудистой систем), диагностику функциональной готовности к школе и, в первую очередь, сформированности группы физиологических функций. К ним относятся: формирование возможности к физиологическому торможению, позволяющему достаточно долгое время находиться за партой, развития моторика, в том числе мелкая, являющаяся основой для решения графических задач, связанных с письмом и рисованием; оперативное формирование и упрочение условных связей положительного и тормозного характера и высокий уровень сформированности второй сигнальной системы.
Для исследования «школьной зрелости» дошкольников ученые применяют тест Керна-Ирасека, методики, предложенные отечественными учеными (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, Т.С. Сорокина и др.).
Соблюдение распорядка дня, системы закаливания, систематические физкультурные занятия, разнообразные подвижные игры и физические упражнения представляют собой обязательные факторы формирования условиями обеспечения физической готовности детей к обучению в школе.
Таким образом, мы выяснили, подготовка ребенка к школьному обучению определяется, прежде всего, психическим и анатомо-физиологическим развитием, значительной анатомо-физиологической перестройкой организма, которая обеспечивает включение ребёнка в учебную деятельность и формирование ряда личностных черт. Можно сделать вывод, что наиболее важные достижения психического развития ребёнка 6-7 лет заключаются в том, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, смысловое запоминание, обобщенные нормы мышления. В это время закладывается определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма воображения, памяти, мышления, опираясь на которые можно привлекать ребёнка к анализу, слушанию, рассматриванию, запоминанию.
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению письму
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.