Конечно же, в неоформленном состоянии проблема бытия существовала в философии и прежде. В частности, как уже отмечалось ранее, Фалес, Анаксимандр и Анаксимен осуществляли поиск первоначала всего – ἀρχή, этому первоначалу и были приписаны свойства парменидовского бытия, а именно, речь идет об единстве и вечности. Первоначало – это то, что существует всегда, что способно сохраняться в процессе изменений, благодаря первоначалу наш мир существует, тогда как если что-то перестает существовать, оно переходит в иное состояние, но его бытие, тем не менее, продолжается.
Но все же именно Парменид понятие бытия ввел в терминологический аппарат философии.
Парменид доводит проблему поиска первоначала до промежуточной логической точки. Парменид делает вывод о тождественности бытия и небытия. Бытие является неделимым и единым, неизменяемым, ему свойственно существовать во времени.
Ксенофан из Колофона (565-470 гг. до нашей эры) — идейный представитель элейской школы. Как и милетцы, Ксенофан признавал, что мир материален, однако он полагает, что есть постоянное, неизменное. Ксенофан стремился объяснить природные явления с позиций натуралистических. Ксенофан полагал, что Бог – это мир во всей его целостности. Бог понимался им как сущее, то, что отлично от людей. Таким образом, Бог выступает в качестве понятия, символизирующего неограниченность и бесконечность.
Также в философии Ксенофана присутствуют элементы атеизма, ведь он считал, что мифические боги – это плод фантазии человека. Боги были созданы людьми по своему образу и подобию.
Несмотря на то, что в качестве основы онтологии Ксенофана выступает «единое» — совершенное единое бытие, он допускал еще изменение и движение как возникновение и упадок, которые Парменидом и другими элеатами полностью отвергались. Следует сказать о связи онтологических взглядов Ксенофана с его пониманием познания. Чувства не могут быть основанием истинного познания. Посредством чувств мы получаем представление о мире как о чем-то многоликом и устойчивом, однако это не соответствует действительности.
Для Парменида и всей элейской школы наука о сущем, о бытии являлась основной. Аристотель таким образом высказывался о взглядах Парменида: «Парменид … утверждает, что наряду с сущим не-сущее является ничем, с необходимостью полагая, что сущее есть одно и что нет ничего иного».
Парменид отрицает, что сущее было сотворено, говорит о его вечности. Сущее не только является вечным в существовании, но и неизменным. Парменидом из области бытия было почти полностью исключено движение. Это объясняется тем, что по Пармениду, не-сущего не существует, все, что существует – это и есть сущее, бытие, которое представлено везде, оно лишено движения. Перемещение чего-то – это помещение чего-то на место другого сущего, что является невозможным. Сущее наполнено и неподвижно. Характер бытия материален, однако оно лишено изменения, движения и развития.
В гносеологии Парменида проведено различие между тем, что является подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное познание.
Посредством чувственного познания мы получаем только образ кажущегося состояния вещей, посредством этого познания получение знания о подлинной сущности невозможно. Истину постигают через разум.
Первые философы о происхождении жизни
- Любовь Баранова
- Философия
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Любовь Баранова
Закончила ГАУГН, философский факультет. Преподаю в колледже уже шесть лет, за это время написала три научные статьи, сейчас работаю над четвертой. Кроме этого работаю детским репетитором и автором студенческих работ на сайте «Диплом777». Очень ценю свою работу за то, что постоянно развивают сама и могу делиться своими знаниями со студентами.