Разрабатываемые личностью программы самовоспитания выполняют, по словам П.К. Анохина, функцию «акцептора действия» (от лат. acceptor – принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, тем эффективнее будет проходить работа над собой.
После этого реализуется собственно деятельность – учебная, трудовая, познавательная, эстетическая, физическая — по достижению поставленных задач, совершаемая с помощью волевых усилий над собой. Весь процесс деятельности должен сопровождаться саморегуляцией, предусматривающей самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование – уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.
Формы и методы управления самовоспитанием старшего школьника
В процессе самовоспитания лучше начинать с простых, реальных, достижимых целей, например: не употреблять бранные слова; не перебивать собеседника, держать свое слово, делать самому уроки и т. д. По мере приобретения опыта самовоспитания цели должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Занимаясь самовоспитанием, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, зафиксированные в журнале-дневнике, которые выступали конкретными целями его саморазвития: