Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. К неклассическим техникам относятся: монотипия, диатипия, акватипия, кляксография, линотипия, набрызг, пальцеграфия, тампонирование, граттаж, витраж, рисование мылом, солью, зубной пастой, чаем, манкой, тканью, восковой стружкой и т.д. Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Все зависит от задач и степени включенности каждой отдельной техники.
Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина неоднократно указывали на необходимость обучения детей карандашной технике рисования, подчеркивая при этом ее роль не только как вспомогательного, начального этапа живописи, но и как самостоятельного вида графики [12].
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники — самостоятельная важная задача. Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате чего форма в рисунке предмета искажается, вызывая огорчения маленького художника.
Освоение техники самостоятельная и важная задача. Техника, по образному выражению П.П. Чистякова – это язык художника.
Техника рисования художниками рассматривается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями [8].
Рисование в детском саду, по мнению В.Б. Косминской, направленно на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Положительный факт популяризации рисования – это его всеобщая доступность, безопасность, невысокая затратность, нетребовательность к инвентарю и инструментам. Рисовать можно при помощи чего угодно, на чем угодно и где. Рисовать можно карандашами, мелками, красками, углем, свечой и многим другим. Инструментом для рисования может выступать даже пальчик руки самого ребенка. Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. В первые термин «нетрадиционные техники» рисования был введен А.М .Страунинг в книге «Развитие творческого изображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности» по программе «ТРИЗ» — теории решения изобретательских задач. Ею были предложены различные техники рисования, разнообразным материалом. Вот некоторые из них:
Монотопия — краска наносится на целлофан или бумагу, или стекло, потом прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.
Волшебный рисунок — рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» — он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или краски – и рисунок проступает на цветном фоне.
Кляксография — на лист бумаги наносится клякса, определяется на что похоже, и дорисовываются недостающие части. Можно приподнять и наклонить лист бумаги, растекшейся краской создать изображение.
Точечный рисунок — весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти или фломастером, точки могут быть разного размера.
Рисование на мокрой бумаге — лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане.
Мозайка — взять цветную бумагу и разорвать на мелкие кусочки, затем при помощи клейстера(клея) приклеить разноцветные кусочки бумаги в контур, можно сделать «резанную» мозаику. Она выполняется так же, только кусочки цветной бумаги не разрываются, а нарезаются ножницами.
Набрызг — необходимо взять зубную щетку, нож и краску, затем налить в тарелку жидкую краску, обмакнуть в ней щетку, наклонить щетку над бумагой и проводить по ворсу ножом по направлению к себе.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия являются неотъемлемой частью педагогического процесса, основной формой получения новых знаний и закрепления уже известных. Занятия способствуют лучшему развитию природных данных. Обучение, построенное лишь на выполнении ребенком задания или образца только на подражании, несовместимо с воспитанием активной творческой личности. Даже простая техническая задача должна включать в себя элементы творческой активности, отсюда можно сделать вывод, что занятия по рисованию с использованием техник способствуют наибольшему развитию художественно-творческих способностей детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.